Победители 42-го Международного кинофестиваля «Молодость» уже давно развезли по домам свои трофеи. Напомню - Гран-при фестиваля получил фильм «L» режиссера Бабиса Макридиса (Греция). А это статуэтка «Золотой скифский олень» и сертификат на 80 тыс. гривен. Победитель в «полном метре» - картина «Гони бабло!» режиссера Адама Леона (США). «Короткий метр» - «О, Вилли…» режиссеров Эммы Де Сверф и Марка Джеймса Роле (Бельгия–Франция–Нидерланды). Лучшим фильмом национального конкурса признали работу Антонины Ноябревой «День независимости». Помимо этого проекта, Украина представила на «Молодости» еще несколько картин, вызвавших чувства противоречивые.
Что ни говори, а драматизировать ситуации у нас умеют. В сфере кино это получается особенно остро. А если затрагиваются по-настоящему тяжелые темы - то, как сказал классик, «коротко, сильно и страшно». В первую очередь это касается заметной украинской короткометражки на недавней «Молодости» - «Очерет» Руслана Батицкого.
Заметная же полнометражная лента «Молодости» от нашей страны - драма «Истальгия» (производство Украины, Германии и Сербии) - полнометражный дебют режиссера Дарьи Онищенко. Зрителя порадовал грамотный подбор актеров: Карл Маркович, Нина Нижерадзе, Георг Фридрих, Иван Добронравов, Виктория Варлей, Алексей Горбунов, Вук Костич, Лиа Морнар, Мария Шкарачич.
«Истальгия» слегка напоминает методики таких режиссеров, как Алехандро Иньяриту и Томас Андерсон: сплетение нескольких, косвенно связанных друг с другом историй, разветвленная сюжетная линия, грустная философия.
Фильм создавали два с половиной года. На протяжении ста минут на экране деликатно опровергается стереотип о том, что молодое поколение хочет покинуть родные пенаты и рвется «туда, где трава зеленее». Имея все возможности уехать, многие, напротив, сознательно хотят остаться. Дарья уже семь лет живет в Германии и, по ее словам, чувствует изоляцию от общества. Поэтому тема «Истальгии» ей очень близка. «Но наш фильм не про эмиграцию, а про любовь. К женщине, к родине, к детям и родителям, говорит режиссер. - В каждой истории эта любовь показана по-разному. Тема эмиграции актуальна в Украине. У нас отъезд родителей на заработки стал социальным явлением. Эта тема касается и лично меня, ведь я пока не могу вернуться в Украину».
В фильме - три европейских города. В каждом - своя история любви. Пожилая эмигрантка из Украины и сербский боксер языковым барьером отделены от немецкого общества. У них - общая славянская культура и общие дети, которые до сих пор живут в Украине и Сербии. Кстати, сын и мать разговаривают на разных языках (русском и украинском): этот лобовой прием уже использовался в фильме «Orange Love» Алана Бадоева. По словам Дарьи Онищенко, украинская эмигрантка Руслана играет первую скрипку в «Истальгии». Зрители с интересом наблюдали за ее игрой, она выглядела очень органично, в отличии от молодой пары киевской линии «Истальгии». С самого начала чувство к главным героям пришло благодаря обильным ликероводочным возлияниям - не обошлось без славянского колорита. «Твое хобби бокс, а мое хобби - самогон», - искренне сказала женщина своему боксеру. Кстати, вспоминается фильм «Рестлер» с Микки Рурком в главной роли, где тоже показан пожилой, побитый жизнью спортсмен.
Лишь в киевской линии «Истальгии» иногда скользит постановочность - как будто молодые люди с выражением читают написанный сценаристом театральный этюд. Киев же показан вскользь (зато можно полюбоваться «достопримечательностью» столицы - магистральной пробкой).
«Истальгия» косвенно перекликается с другой украинской премьерой - киноальманахом «Украина, гудбай!». Проект уже успел снискать неоднозначную реакцию зрителя. Полярные оценки, впрочем, лишь плюс для кинопродукта. Ведь это все равно лучше, чем реакция «ну…такое что-то».
«Украина, гудбай!» - как некая творческая лаборатория, которая была создана для поисков путей развития украинского кино. В рамках проекта снято 25 короткометражных работ продолжительностью 6 часов. Цель подборки - показать причины, мотивирующие украинцев покинуть свою страну. В прокатную версию альманаха вошли шесть фильмов, отобранных продюсерами: «Свидание» Евгения Матвиенко, «Борода» Дмитрия Сухолиткого-Собчука, «Пирог» Юрия Ковалева, «Ангел смерти» Владимира Тихого, «Как казаки в космос летали» Евгения Матвиенко, и «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого.
Два года назад Украина уже представляла похожий по формату проект «Мудаки. Арабески». Там был гротеск, тут - самоирония.
Короткометражки для «Украины, гудбай!» снимали в основном в Киеве, используя реальные локации. Однако драматичная тема драматичной эмиграции, вынужденного разрыва человека со своими корнями не всегда раскрыта. «Украина, гудбай!» - скорее депрессивно-юмористические кинозарисовки, выявляющие специфические срезы жизни. Порой зрителю кажется, что он подглядывает в замочную скважину за чем-то нелицеприятным.
Впрочем, режиссеры не ограничивают себя в выразительных средствах. Показана и колоритная украинская разруха, и сюрреалистические этюды. Но, в первую очередь, режиссеры демонстрируют «облико морале» простых людей и неприглядную изнанку их жизни. На страницах этого альманаха можно полюбоваться бабушкой - божьим одуванчиком, продающей наркотравки («Пирог»), сельским маньяком, практикующим убийство ради убийства («Ангел смерти»). Представлен адский быт людей, работающих на заводе по переработке отходов («Ядерные отходы»).
После просмотра альманаха осознаешь: а ведь так живут многие люди во всем мире, и не всегда это особенность именно Украины. Ведь, как известно, от себя не убежишь, а подобные «прелести» человеческой природы носят универсальный характер. Так что мораль басни не всем непонятна…
Также на «Молодости» можно было увидеть проект киностудии им. А.Довженко - картину «Мама, я летчика люблю». Это второй фильм Александра Игнатуши с Ольгой Сумской в главной роли. Фильм, о котором лучше скромно промолчать…
Так или иначе, образ Украины на 42-й «Молодости» представлен мрачно, но не готически - к счастью, обошлись без надрыва. Конечно, улавливалось частое желание режиссеров показать жизнь, как она есть, без лишних художественных средств - это уже становится визитной карточкой нашей страны в области мирового кинематографа. Но такую ненавязчивую и одновременно глубокую подачу можно считать выходом на новый уровень.