Пожалуй, одно из самых резонансных событий начала нынешнего музыкального сезона — это выпущенные компанией Atlantic-records 10 компакт-дисков серии «Новая музыка в Украине» (преимущественно «лайфовая» запись с концертов). На них собрана уникальная антология немецкого, польского, русского авангарда, в частности наследия Лютославского, Гурецкого, Краузе, Шимановского, Динеску, Каспарова, Мирзоева, Рупперта, Роуза, на протяжении нескольких лет исполнявшегося в киевских залах. В каждом из десяти дисков Рунчаком с пропагандистской настойчивостью представлены и его собственные сочинения.
В контексте предлагаемой программы его музыка более чем уместна и оправданна (от распевов «На смерть Иисуса» в хоровом альбоме до фортепианной «Смерти ежика» на диске, посвященном Маурицио Кагелю). К тому же достойнейшее место на дисках занимает и творчество его украинских коллег: в антологию вошли опусы Алмаши, Бибика, Зажитько, Пилютикова, Полевой, Сильвестрова, Щетинского. Наконец, «10-томник» дает возможность лишний раз услышать игру талантливых музыкантов. Здесь и пианист Роман Репка, раскрывший новые черты своего артистического обаяния; и известный своими воистину огнедышащими интерпретациями баянист Павел Фенюк; замечательная ужгородская певица Светлана Глеба, исполнявшая именно рунчаковскую музыку; вышеупомянутый композитор и исполнитель Золтан Алмаши — настоящий символ человека-виолончели; успешный кларнетист Андрей Демин, скрипач Вадим Борисов, сопрано Инна Галатенко, Людмила Войнаровская и многие другие артисты, для которых исполнение авангарда (не в последнюю очередь благодаря подвижнической деятельности Рунчака) стало вторым призванием.
Напомню, что сам г-н Рунчак свой путь в Большую Музыку прокладывал с одержимостью, достойной истинного народника: заявить о себе погромче, побольше наломать дров и, наконец, вывести испещренную консерватизмом музыкальную общественность к неведомому ей доселе эстетическому катарсису. Его университеты — незадавшаяся учеба у вселенского баянного патриарха Николая Ризоля (по преданию дружившего еще с маршалом Жуковым), скандальный разрыв с консерваторским преподавателем по композиции, стремительное овладение профессией дирижера. И в этом почти пошаговое повторение биографических пируэтов своего кумира и тезки Владимира Зубицкого (молодой Володя даже ассистировал своему старшему коллеге во время премьеры «Траурной музыки памяти Владислава Золотарева», в наиболее экспрессивных местах отключая свет в Малом зале консерватории. Идея не умрет: через несколько лет из-под пера Рунчака выйдут уже его собственные «Страсти по Владиславу» для баяна с симфоническим оркестром, где на задник сцены будут проецироваться картины евангельских страданий).
Стоит признать, Рунчак, похоже, от природы склонен подливать масло во вспыхивающий вокруг его имени огонь противоречий, с каждым разом все больше ударяясь в нигилистическую ломку общепринятых канонов (это он придумал «ТрьохСУчасну сонаРну N’орму», «Щось на зразок струнного квартету» и «НЕконцерт для скрипки з оркестром»). За 25 лет творчества его стиль претерпел грандиозную эволюцию от романтического драматизма юношеских сочинений до современнейшей звуковой эквилибристики с применением ошеломляющего арсенала выразительных средств.
Жажда жизни одолевает композитора. Еще весной его сочинение для 24-х саксофонов было удостоено Гран-при на международном конкурсе композиторов в Таиланде (мировая премьера состоялась в августе на 14-м мировом конгрессе саксофонистов в Любляне). Ну, и, конечно же, самое главное: за третью сотню перевалил счет акций его любимого детища — концертной серии «Новая музыка в Украине», собирающей аншлаги в Кривом Роге, Луганске, Ривном, Луцке, Львове и основательно встряхнувшей тяжелую на подъем киевскую публику. По признанию Рунчака — художественного руководителя, в этом начинании для него принципиально важно было идти путем знаменитой «Варшавской осени» — со сценических подмостков показать Украине лучшее, что на сегодняшний день имеется в современном музыкальном мире.
Задача, более чем амбициозная и сложная: ведь поиск концепции, подбор программы, исполнительского состава каждого концерта — на сто процентов дело исключительно его, рунчаковского вкуса, дипломатического чутья (необходимо работать с иностранными источниками финансирования) и персональной ответственности. Словом, чистейшей воды менеджерский авторитаризм, который на деле, однако, оказывается куда более конструктивным и динамичным, нежели все игры в демократический плюрализм оргкомитетов многих отечественных арт-фестивалей.