Творчество криворожского художника Евгения Лещенко, благодаря усилиям киевской ОР-галереи, предпринятым по организации его персональной выставки в залах Детского музыкального театра, открылось тысячам киевлян. Киев потрясен живописной мощью картин этого мастера. Столица заворожена колдовским фантастическим, в то же время очень конкретным и вещественным миром, который творит живописец в своих произведениях. В нем обитают люди, звери, птицы, связанные глубоким взаимопроникновением и симпатией друг к другу. Покой и гармония разлиты во всех живых и неживых формах его населяющих, и жизнь земная в его картинах предстает прекрасной в сути своей, очищенной от суетности и людских тревог.
Вдохновение, навеянное природой Украины - ее чувственной и одновременно мистической красотой, - ощущается в каждой работе Лещенко. Живописец дарит зрителю великолепие природных щедрот. Какое пиршество для взора его живописные панорамы! Какая восхищенная печаль в его развернутых, намеренно декоративно построенных пейзажах, которые следует воспринимать не как изображение реального ландшафта, а как идеальное видение художником девственной, нетронутой украинской природы.
Здесь образы действительности неизменно переплетены с вымыслом. Природа - мастерская для Лещенко. Он - целое с ней. Он, как полномочный представитель ее, на холстах творит свои волшебные рощи, леса, сады, водоемы, небо. В эту реальную и одновременно ирреальную среду он помещает портретные изображения своих ближних - естественных, цельных, сильных людей. Именно так - через идеальную природу, через свою семью - его судьбу Лещенко раскрывает в живописи свое представление о рае, земном и близком.
Художественное пространство Лещенко неизменно населено изображениями «братьев наших меньших». К образам котов, собак, коров, лосей, медведей он относится особенно бережно и целомудренно. Его бестиарий богат и разнообразен, но главным в нем являются царственно великодушные львы и львицы, помещенные в сложный символический контекст его картин, подчеркнуто пронизанных мощным потоком света, который придает им таинственную атмосферу «неутерянного рая», полного поэзии и идилличности.
Очарование живописи усиливается и особой «лещенковской» цветовой гаммой, сочетающей достаточно контрастные розово-фиолетовые и зеленые тона. Звонкий колорит его картин еще более усиливает ощущение счастливого видения мира.
Живописный язык Лещенко чист и гармоничен, как у «наивного» художника, хотя он прошел серьезную профессиональную школу на живописном факультете Украинской Академии искусств в Киеве в конце 80-х.
Предпочитая писать кистью примитивиста, он уходит из реальной действительности, обращаясь к первозданным пластам жизни, бесконечно варьируя растительные и анималистические мотивы.
Бесспорно, Лещенко не является примитивистом в привычном понимании. Ему, как профессиональному художнику, присуще «сложное» классическое живописно-пластическое видение. При всем сознательном «опрощении» художественных средств, Лещенко ценит точность изображения натуры, и формальные приемы реалистического искусства он очень тонко в своих картинах синтезирует с поэтическим фольклором.
Любовь Лещенко к украинскому народному искусству, увлечение итальянскими примитивами XIV-XV вв., его знание примитивов европейских художников конца средневековья угадывается в стремлении автора к изначальной «вещности» натуры, наряду с декоративной обобщенностью форм, к главенству цветового начала и музыкальности ритма.
На пространственное видение Евгения Лещенко, похоже, оказало влияние наивное искусство француза Анри Руссо и хорвата Ивана Генералича. Эмоциональная ясность и чистота мировосприятия связывают Лещенко с лучшими народными мастерами Украины, прежде всего с Катериной Билокур, Ганной Собачко-Шостак: как это ни парадоксально, но этот молодой художник стоит ближе к их творчеству, чем к современному авангардному искусству, опирающемуся на чисто эстетические и интеллектуальные критерии.
В картинах Лещенко особо обращают на себя внимание неизменные попытки автора как бы стирания, нивелирования границ между станковой и декоративной живописью. За это ратовали еще столетие назад французские художники группы «наби», стремившиеся сообщать живописи «привкус примитивного восприятия». «Искусство есть освящение природы, природы всего, что радуется жизни ...». «Живопись должна быть интерпретацией природы посредством выбора и синтеза ...», - утверждал главный теоретик «набистов» Морис Дени.
Не те ли теоретические постулаты лежат и в основе живописи украинца Евгения Лещенко?
Понятно, Париж и провинции Франции столетиями вдохновляли живописцев. Но чтобы Кривой Рог - самый промышленный и «антиприродный» город Украины стал ни с чем не сравнимым источником вдохновения художника-идеалиста?! Уединившись в своем тихом доме, вдалеке от столичной суеты, Лещенко пишет свои идиллические, полные безмятежной гармонии картины, в которых старается воплотить утопическую мечту о жизни человека в тандеме с природой, вдалеке от современного общества.
В хаосе нынешней жизни так не достает лирики и романтизма, предохраняющих человека от безнадежности и страха в конце XX столетия, когда все отчетливее, все резче звучат апокалиптические предсказания.
Лирическими картинами Евгения Лещенко можно любоваться бесконечно. А это единственная мера подлинности творчества.