Уже 12 лет празднование Международного дня театра в Киеве совпадает с церемонией вручения театральной премии «Киевская Пектораль», подводящей итоги предыдущего театрального года. Интересно, что на пространстве бывшего союза «Киевская Пектораль» появилась первой. И при организации известных ныне «Золотой маски», «Хрустальной Турандот», «Чайки» «Киевская Пектораль» была примером.
Давно прошла эйфория новизны незнаемого ранее процесса. И то ли разочарование все больше овладевает театральными деятелями, то ли недовольство экспертизой профессионалов имеет место, то ли вообще театральное искусство приходит в упадок, но в театральных кругах интерес к этой премии в последнее время стремительно падает. Констатировать это довольно грустно. Остается тешить себя надеждой, что театр, который в увеличительное стекло «рассматривает» жизнь, не будет только отражать все ее процессы, как в капле воды, а постарается все же оптимистически отличаться от действительности. И тем не менее, какова жизнь, таков и театр.
В 2004 году в киевских театрах состоялось 73 премьеры, но эксперты и члены комитета премии не захотели действовать по принципу «всем сестрам — по серьгам» и очертили узкий круг спектаклей, достойных внимания. Так, лидером «Киевской Пекторали» стал восьмикратный лауреат — спектакль «Братья Карамазовы» Национального театра
им.И.Франко. Две «Пекторали» в номинации «Спектакль камерного театра» получил спектакль «Женщина в песках» мастерской театрального искусства «Сузір’я». Лучшим спектаклем музыкального театра стала «Джоконда» Национальной оперы. Лучшим арт-проектом — спектакль «Про мышей и людей» Театральной компании «Бенюк—Хостикоев».
Церемония награждения, состоявшаяся в Театре им.И.Франко, к сожалению, прошла по принципу «какая премия, такое и награждение». Похоже, постановочная группа церемонии выдохлась по части придумок и не способна изобрести что-то оригинальное. Может, следует вливать новые молодые силы со свежими интересными идеями? Устроителям этого праздника наверняка были известны спектакли-победители. Где же их тонкое сценическое ощущение происходящего? Серьезная работа, достойнейший спектакль «Братья Карамазовы» «оттенялся» концертными номерами сомнительного вкуса. После этих фрагментов из спектаклей, которые остались за рамками «Пекторали», но были выбраны для поздравлений, осталось впечатление, что киевские артисты только и умеют, что отплясывать канкан с демонстрацией предметов нижнего белья. Знаю, что это не так. И по-настоящему обидно, что на главном театральном событии года все было сделано для того, чтобы вызвать разочарование в киевском театральном искусстве. Совершенно недопустимо проводить подобные творческие акции, что называется, «левой ногой» и обходиться для этого самыми легкими, подручными средствами. Творческая идея столичной театральной премии достойна подобающего отношения, и ее результаты должны воплощаться в сценических идеях самого высокого уровня.
Несколько лет назад руководство Национального театра русской драмы им.Леси Украинки отказалось участвовать в работе «Киевской Пекторали». Возможно, потому в театре возникла альтернатива празднования в Киеве Международного дня театра — проведение своего театрального капустника.
Опять весна и опять время «поедания капусты». Не прерывайте чтения! Этот материал не о рецептах приготовления блюд на время поста, не о строгом соблюдении канонов и правил поведения в это время. А совсем наоборот — о нарушении всяческих установленных правил, возможном только на сценических подмостках, то бишь в театре.
Еще лет сто назад, что такое «капустник» (не путать с капустняком), знали лишь посвященные, люди театра, придумавшие назвать свои пародийные, шутливые, юмористические встречи этим смешным словом. Теперь же сложно отбиться от желающих примкнуть к сонму посвященных. Актерские капустники, кроме профессионалов, полюбили миллионы зрителей.
Традиции сильны своим продолжением. Национальный театр русской драмы
им.Леси Украинки традиции ценить умеет, поддерживать хочет, продолжать стремится. Поэтому в очередной театральный праздник — Международный день театра порадовал киевское мельпоменское братство новым театральным капустником от кутюр… Вторым по счету, от создателей первого…
«Незаслуженная» молодежь театра решила пройтись острым словцом по всем насущным проблемам искусства и жизни. Помните, как в известном мультфильме мудрый капитан утверждал — как вы яхту назовете, так она и поплывет?! Капустные энтузиасты Русской драмы тоже решили заняться поиском названия для корабля, отправляющегося бороздить мировое театральное пространство. Стоя на рейде рядом с «Крейсером Франко», матросской команде которого руссдрамовцы послали дружеский привет, свой, трепаемый ветрами перемен, корабль они решили назвать «Титаник». Вот только не надо сразу проводить напрашивающиеся параллели, лежащие прямо на поверхности водной сценической глади. Это аббревиатура. И расшифровка у нее совершенно понятная — Титаническое искусство театральных артистов «Никогда», сокращенно «Ник». Ясно? Конечно, слово «никогда» не логично. А наша профессия вообще вне логики! — убедительно парировали артисты. Так и плывем…
«Титаник» остроумно и изобретательно «рассекал волны» пародий и переделок на новый лад песен, старых театральных и киносюжетов. Вспомнили и классику — чеховскую «Чайку», и выученный народом на память «Служебный роман», в котором киношные Калугина и секретарша Верочка («Есть женщины в русских театрах!») превратились в актрис. И столичная штучка, конечно же, Верочка, делилась собственным опытом «жизни в искусстве» с наивной провинциалкой. Их разные подходы к творчеству объединились, впрочем, одним выводом: «У актрисы нет плохой работы, каждая работа — благодать!» Вспомнили и «Белое солнце пустыни», и среди красавиц-жен гарема оказалась любимая… сотрудница театральной бухгалтерии. И хоть посыпался на головы зрителей ворох местных театральных гривен номиналом «Русская драма», все согласились с тем, что театр нужно любить, даже когда в нем мало платят. И вообще, разве театр за это любят? А за что, было сказано в «Информации к размышлению». Выхваченный в своей ложе лучом прожектора Михаил Резникович, отдаленно напоминающий импозантного Штирлица, задумчиво слушал закадровую информацию и размышлял… И выходило, что любят театр за желание высказать на сцене свое сокровенное зрителю, за возможность каждый вечер это «нутро» актерское, переполненное, выплескивать на головы благодарных зрителей. Тех, что словно перелетные птицы, весной обычно «валят» на дачи, оставляя зияющие пустотой и бордовым бархатом уютные кресла зрительного зала. Ну, благо, весна у нас раз в году. К тому же выдумка и фантазия «поедателей капусты» заставляла зрителей напрочь забыть о своих садах и огородах. Средствами соседствующей музы, самого важного для нас искусства кино, был показан монтаж сюжетов Студии «За 20 баксов свое продакшн». Безукоризненный Парфенов в «Намедни» вдохновенно рассказывал о творческих успехах Русской драмы, уморительные Луи де Фюнес и Бурвиль блуждали французскими лесами в поисках киевской станции метро «Театральная».
Не обошли вниманием шутники и актуальную тему конкурса «Евровидения», и сугубо театральную тему — награждение премией «Киевская пектораль», предложили ввести новые свежие номинации — «За лучший срыв спектакля», «За лучшую халтуру». Над всем этим пародийным пространством, с трудно скрываемым ощущением подтекста, ностальгическим эхом плыли строки популярной когда-то песни: «Часто простое кажется вздорным, черное — белым, белое — черным…»
На театральном небосклоне звезды ушедших актеров не гаснут никогда. Трогательной нотой памяти, традиционно святой для Театра им.Леси Украинки и органично вписавшейся в ткань капустника, стали кинокадры, запечатлевшие корифеев, любимых актеров этого театра — Романова, Лаврова, Опалову, Халатова, Галеева, Летичевского, Предаевич, Филимонова, Николаеву. И символично выглядел прощальный взмах распахнутых к нам рук Валерия Сивача…
Театральный капустник Русской драмы получился удивительно праздничным, добрым, настроенным на главное — единение, творчество и любовь к своему искусству. За его рамками остались намеки на распри и недоразумения, выяснения отношений и социальные проблемы. В театре может быть только одна по-настоящему серьезная проблема. Проблема «лишнего билетика». Если не будет свободных мест в зрительных залах, то «Титаническое искусство театральных артистов» не захлестнется волнами равнодушия НИКОГДА!