Вряд ли прозвучит откровением сентенция о том, что за прошедший десяток лет источники информации, коими пользуются граждане Украины, претерпели значительные изменения. Наиболее заметен этот процесс, естественно, в мире газет и телевидения. Войны за передел этих сфер медиа- пространства вызывают как праздное любопытство публики, так и пристальное внимание заинтересованных сторон. И как бы совсем в стороне от авансцены событий остается радиовещание. Особенно та его часть, которая осуществляется посредством проводов.
Такая ситуация на первый взгляд выглядит весьма логично. Ибо в большинстве случаев само воспоминание об этом нехитром коммуникационном приспособлении вызывает скептическую усмешку. Одни его бытовые названия — от официозной «радиоточки» до ласково-уничижительного «брэхунця» — недвусмысленно демонстрируют отношение к нему широких слоев населения. После скептической усмешки обычно следует риторический вопрос: «А кто это слушает?»
А ответить на него совсем нелишне: у этой самой «радиоточки» по-прежнему достаточно широкая аудитория. Технически это устройство столь же просто, сколь вездесуще — его предусмотрели, кажется, во всех строениях, сооруженных после второй мировой. И даже самые суровые руководители государственных предприятий, которые не прощают своим подчиненным чтения газет или разгадывания кроссвордов на рабочем месте, не говоря уже о вязании или домино, к включенному радио относятся достаточно спокойно. Невнимательность подобных прослушиваний компенсируется их постоянством. Кроме того, на белом свете немало людей, обычно пожилых и одиноких, для коих радиопередачи остались едва ли не единственной доступной связью с «большой землей».
Таким образом, работающий на значительную аудиторию, первый украинский радиоканал заслуживает пристального внимания. Большую часть времени на этом канале вещает общенациональное радио (за исключением нескольких часов в сутки, когда подключаются местные и региональные радиостанции). И естественно, предназначение его несколько иное, нежели, к примеру, у коммерческих УКВ-станций. Это не значит, что первый общенациональный не должен предоставлять оперативную информацию и развлекать своих слушателей — без этого немыслимо любое радио. Но кроме того, будучи общественным (то есть финансируемым частично за общественный счет) национальное радио должно выполнять еще и ряд дополнительных заданий, как то: обеспечивать контакт граждан с государством, способствовать внутриобщественному миру и проч. При этом оставаясь подчеркнуто нейтральным, до некоторой степени обезличенным средством массовой информации.
Желая составить собственное, пусть и весьма субъективное, мнение о том, как это удается на практике, автор на протяжении одного дня (17.02.2000) прослушал все передачи, предлагаемые национальным радио на первом канале. Кроме того, автор может с гордостью заявить, что это далеко не единичный опыт такого рода. Предлагаемый краткий обзор типов передач, которые прозвучали в тот день, по всей видимости, поможет читателю составить собственное впечатление об обычном украинском радиодне.
Одной из основных задач любого радио принято считать оперативное информирование слушателей о событиях в мире в регулярных сводках новостей. С некоторых пор именно качество «новостиек» стал во многом определять уровень любого СМИ. Что касается подобных программ на первом общенациональном, то качество их можно было бы считать вполне удовлетворительным. Правда, если не обращать при этом внимания на некоторый апломб в освещении деятельности одной из ветвей власти и непропорциональную сдержанность в отношении всех остальных. А также на непонятную склонность к освещению событий хозяйственной жизни страны, особого значения, казалось бы, для среднего слушателя не имеющих. Сообщения типа: «В городке М. Н-ской области был запущен цех по производству...», покажутся, наверное, до боли знакомыми всем и каждому: этот способ поднятия морального духа населения доказал свою неэффективность еще при предыдущем общественном строе, так стоит ли повторять ошибки неглубокой старины? Также не может не вызвать удивления то, что служба новостей ВВС почему-то подает информацию, касающуюся Украины, несколько оперативнее. Но следует отметить: прогноз погоды на общенациональном радио обычно точнее, чем предлагаемый коммерческими станциями.
Особого внимания заслуживает язык, используемый как в блоках новостей, так и вообще в большинстве общественно ориентированных передач. К сожалению, его качество во многих случаях заставляет желать лучшего. Но даже если отвлечься от «подякуваных працивныкив» и «подий на протязи тыжня», еще один момент, возможно, гораздо более важный, «бросается в уши». В сообщениях политико-экономического толка дикторы используют идеологический язык УССР: многочисленные «героические труженики», «непримиримые враги», а с недавнего времени еще и «информационные провокации» создают своеобразную смысловую атмосферу. Так формировалась — и, видимо, продолжает формироваться — аудитория, готовая к восприятию демагогии и неосознанной лжи, привносимой через «экстремизированный» язык, в котором остались только категорические определения — «белое» и «черное».
Многочисленные передачи из цикла, который условно можно назвать «Власть помнит о народе», отличаются некоторой стандартизированностью подхода. Большинство из них построено по схеме: «Есть большие проблемы — мы хотим их решить — нам мешают». Некоторые чиновники привносят в эту схему «свежий» элемент самокритики, хотя большинство отдает предпочтение критике своих начальников и подчиненных. Также удивляет некритичность, даже некоторая благостность журналистов, ведущих подобные передачи. К примеру, во время горячей линии с Министерством труда и социальной защиты, которое представлял г-н Сахань, неоднократно поступали звонки с описанием бедственного положения населения и примерами бюрократической волокиты. И обещания «разобраться в ситуации» со стороны чиновника не вызвали у журналиста естественного вопроса: неужели уважаемому ведомству это не было известно до сих пор (а если нет — то почему?) и не является ли подобная волокита обычным стилем работы означенного ведомства.
Детям и юношеству украинское радио предлагает достаточно интересные и профессионально исполненные передачи. «Старшокласник» и «Вечірня колисанка» без преувеличения могут быть названы лучшими программами дня. Возможно, имело бы смысл расширить список подобных передач и обеспечить им рекламную поддержку. Особенно учитывая их уникальность для украинского радиопространства.
Рассказы о замечательных людях и местах также весьма популярны на первом радиоканале. Некоторые из них отличаются поэтичностью, но остается впечатление, что недостаточно внимания уделяется как выбору темы, так и ее разработке. К примеру, Холодный Яр, несомненно, интересная страница украинской истории, но оценка ее далеко не так однозначна и позитивна, как видимо, представляется автору передачи. Вряд ли следовало смешивать высокие идеи государственности с неимоверной жестокостью и бесчеловечным поведением как гайдамак, так и их противников. Эмоциональность и субъективность авторского изложения вполне допустимы, но с историей надо бы поосторожнее...
Музыкальные программы, которые занимают львиную долю эфирного времени коммерческих радиостанций, представлены на первом канале украинского радио несколько меньше. Возможно, это компенсируется большим разнообразием. Впрочем, следует заметить, что по не совсем понятным причинам предпочитают тут не просто «молодую», но и просто непрофессиональную украинскую эстраду. Добрых слов заслуживают передачи о классической музыке — их качество на общем фоне вызывает неподдельное удивление. Заметно также старательное избегание рока, альтернативной музыки и т.п. В виде исключения, которое скорее подтверждает правило, время от времени можно услышать записи «ВВ» и «Плачу Єремії». Видимо, рок по-прежнему слишком «тяжел» для государственного радиоканала.
Народная песня на украинском радио, к сожалению, в большинстве случаев вызывает неприятные чувства. И дело тут, разумеется, не в песне как таковой, а в музыкальных редакторах, которые достаточно часто выбирают не лучшие образчики, ко всему прочему еще и окончательно выхолощенные исполнением в стиле «хор-ланка».
Особый интерес вызывает реклама. Этот вид медиапродукции слушатели, как правило воспринимают с раздражением. Но в наблюдаемом секторе нашего звукового пространства раздражение от неумело подобранной рекламы значительно превосходит обычный уровень. Не слишком интересно слушать о Coca-Col’е, которую лично вы не пьете. Но уж поверьте, совсем странно слышать навязчивые призывы купить трактор Т-50, который, боюсь, не интересует почти никого из аудитории. Вот приблизительный перечень тем одного из рекламных блоков: удаление избыточного веса, профилактическое средство от гриппа, выведение из запоя, средство повышения мужской силы, поставки природного газа. Автору непросто представить, на какую аудиторию это все ориентировано. Что же до месторасположения рекламы, то оно вызывает чувства, близкие к восторгу — обычно рекламные блоки следуют после общественно-политических или информационных программ. Сетования на бедственное положение в государстве с последующими восхвалениями средств от ожирения создают захватывающую сюжетную канву. Даже не сильно избирательные коммерческие радиостанции редко отваживаются давать подобные блоки. И совсем не потому, что за это мало платят, а потому, что это дискредитирует саму станцию.
В общем впечатлении, которое оставляет после себя длительное прослушивание передач первого общенационального, особое место принадлежит чувству растерянности, с которым наверняка придется столкнуться едва ли не каждому неискушенному слушателю. В концепции радиодня хорошо заметна попытка создать некое шаткое равновесие между информационными, познавательными и развлекательными программами. При этом, кажется, творцы передачи любого типа стремятся сделать ее не просто в чем-то уникальной, но и максимально своеобразной. В результате практически любой смог бы найти для себя одну-две интересные программы на общенациональном. Но современный слушатель весьма редко охотится за какой-то отдельно взятой любимой передачей. В лучшем случае он отдает предпочтение радиоканалу, общий репертуар которого считает удовлетворительным и уже не «уводит» свой приемник с определенной волны максимально долго. Таким образом, пытаясь охватить максимум слушателей, первый радиоканал теряет подавляющее их большинство. При сравнении с коммерческими радиостанциями такая «широта подхода» особенно привлекает внимание. Большинство FM-ок решительно отдают предпочтение развлекательному жанру, отличаясь между собой лишь стилем подачи и перечнем любимых исполнителей. Некоторые из них также разнятся по превалирующим стилям и жанрам музыки (Радио Рокс, Радио Континент, Радио Z). Благодаря этому им удается захватить и удерживать, может, и не слишком большую, но достаточно постоянную аудиторию.
Кроме того коммерческие радиостанции и общенациональное радио рассчитывают на совершенно разные типы прослушивания. Ежели на первых популярная музыка вкупе с говорком DJ- ев не требуют к себе пристального внимания и обычно служат шумовым фоном нашей повседневности, то хитросплетения общественно-политических и скрупулезность искусствоведческих программ на втором могут быть постигнуты только благодаря недюжинному напряжению слуха и ума. На что сейчас способно, увы, не так много людей, как того хотелось бы. Да и те согласны проделывать подобные упражнения только при условии последующего вознаграждения действительно интересной и новой информацией. Что в случае с УР-1 бывает далеко не всегда.
Подводя итоги, вполне можно было бы назвать ситуацию на первом общенациональном радиоканале кризисом. Ибо, с одной стороны, существует средство массовой информации с огромной потенциальной аудиторией и с огромными возможностями с этой аудиторией общаться. С другой стороны, эта аудитория при теперешнем положении дел так и останется потенциальной, а возможности, соответственно, нереализованными.
Украинское радио, несмотря на реальные возможности, так и не становится ни общественно- интегративным механизмом, ни «рупором власти», ни, в конце концов, реальным источником государственного дохода. Создается впечатление, что наше старое доброе радио как средство влияния на общественное мнение окончательно и бесповоротно проиграло с одной стороны (информацинной и общественно-политической) телевидению, с другой (музыкально-развлекательной) — разбитным FM- кам, сброшено со счетов и забыто на обочине истории.
А причина, видимо, в чудовищной некомпетентности. Этот упрек ни в коей мере не касается собственно журналистов — большинство из них по мере сил и возможностей, как ни странно, делают неплохую работу. Речь идет об очевидной безграмотности среднего управленческого звена. Тех, кто может быть (пускай с натяжкой) поименован словом «менеджер». Помимо множества меньших погрешностей, основной их промах состоит в том, что за несколько последних лет они так и не сумели определить, с какой аудиторией они обычно работают. И сформировать, соответственно, концепцию своей деятельности, которая бы удовлетворяла требованиям этой аудитории. Так же, как не смогли сформировать и акцентировать тот подчеркнуто-нейтральный тон, который наиболее приличествует официальным государственным новостям.
А может, автор просто неудачно выбрал день? И все изложенное выше не более чем очень субъективный взгляд на одну-единственную неудачу? Что ж, если кто-то желает самостоятельно ответить на этот вопрос, пусть включит невзрачный механизм в углу комнаты. В любом случае его ждет небезынтересный опыт.