140-й сезон в Национальной филармонии начался с исполнения Девятой симфонии Людвига ван Бетховена. Это произведение традиционно считается одним из наивысших духовных достижений человечества. Поэтому каждое обращение к нему неизбежно окрашивается в символические тона. Впрочем, символичность нынешнего исполнения оказалась несколько двусмысленной. Сработал эффект единовременного присутствия пафоса и «скромных» человеческих возможностей, который практически всегда возникает при исполнении шедевров мировой музыкальной литературы.
Все возможные «знаки» и «знамения» первого вечера юбилейной декады были хорошо продуманы и спланированы. Сам концерт предваряло собрание в фойе, во время которого присутствующих угощали напитками. Возле знаменитого фонтанчика с ангелочком был устроен помост, где выступали деятели украинского искусства. Между речами присутствующим показали книгу «Звездный путь Национальной филармонии Украины», содержащую сведения и фотографии артистов и коллективов этой организации. Странный микс жанров фуршета, торжественного собрания и презентации неожиданно напомнил атмосферу первомайских демонстраций конца 80-х в провинциальных городках. Тогда люди в приподнятом настроении тоже толпились с напитками, обсуждая свежие новости и радуясь выходному дню. А сквозь гул непринужденной болтовни время от времени доносились лозунги «за все хорошее», звучащие где-то вдалеке, в районе трибун. Впрочем, не стоит в этой ассоциации усматривать какой-либо намек. Сегодня мало кто знает и может сделать из концерта классической музыки действительно экстраординарное по своей торжественности событие.
Из фойе атмосфера праздника постепенно перекочевала в зал. Ведущая концерта подогрела слушателей собственными эмоциями — она открывает свой тридцатый сезон. Далее последовали приветствия Президента и церемония награждения орденами, званиями и знаками отличия работников филармонии. Во всем этом официозном процессе выступление посла Италии в Украине Иоланты Брунетти Гетц воспринялось как светлая неожиданная модуляция в далекую тональность. Необыкновенный шарм и тактичность разлились по залу уже с первых слов ее извинения перед слушателями за необходимость еще немного подождать встречи с музыкой. Вручая Звезду Солидарности Дмитрию Остапенко, госпожа Гетц проявила детальную осведомленность в его творческом пути, а также тонкое понимание нюансов развития культурных отношений Украины и Италии.
В общем контексте вечера на произведение Бетховена приходилось несколько миссий. Одна — экуменическая. Концерт проходил при поддержке посольств Италии, Франции, Германии в Украине, а также Итальянского и Французского культурных центров в Киеве и Гете-Института. Вместе с оркестром филармонии под управлением Николая Дядюры и капеллой «Думка» под управлением Евгения Савчука выступали зарубежные солисты: Валерия Кондолуччи (Италия-Франция), Норберт Орт (Германия) и Давидо Дамиани (Италия). Так что призыв «обнимитесь, миллионы!» в финале симфонии указывал на возможность вполне реального плодотворного развития культурного диалога между Украиной и странами Европы.
При иной трактовке событий концерта-открытия исполнение бетховенского шедевра могло бы символизировать творческое кредо самого коллектива филармонии. Возможно, не случайно нотный портрет основного мотива финала этого произведения висит в пресс-холле, рядом с «золотыми» списками выдающихся музыкантов, выступивших в разное время в Колонном зале им. Н.Лысенко, архивными материалами и фотографиями. Почему-то именно с финалом Девятой чаще всего связывают слова Бетховена из письма к Бетине Брентано: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец!». Но эта фраза, вырванная из контекста, превратилась в достаточно агрессивный лозунг артистического мира.
Что может сделать исполнитель со слушателем? И что может сделать со слушателем филармония? Не секрет, что в составлении программ сезона трудно избежать исполнения классических шлягеров и не принять во внимание любовь киевской публики к той или иной мировой знаменитости. Все-таки филармония продает искусство, а слушатель его покупает. Поэтому присутствие в афишах новых абонементов имен Наума Штаркмана, Владимира Виардо, Вадима Бродского в сущности ни о чем не говорит. И даже к обещанию в который раз услышать Лиану Исакадзе с произведениями Феликса Мендельсона и Камиля Сен-Санса также можно отнестись снисходительно. Ведь общаться «вживую» с маститыми музыкантами всегда интересно, пусть даже они будут «говорить о погоде». Поэтому публика, привлеченная именем, обязательно придет на концерт. Другое дело, что при однообразии программы, а также неизменности принципов ее составления филармония утверждает в музыкальной жизни столицы странные приоритеты. Так, современной музыке отведено место на соответствующих фестивалях, для проведения которых филармония любезно предоставляет зал. Предпочтение, которое отдается классическим шлягерам перед музыкальными новинками, формирует достаточно специфическое представление о концерте как об ожившем аудиодиске, который при желании можно прослушать вновь и вновь. И самое удивительное — оказывается, слушателям уже необязательно предлагать какую-либо новую концепцию известного произведения. Критерием новизны интерпретации стал сам факт исполнения.
Последнее обстоятельство особенно ощущалось при исполнении оркестром филармонии Девятой симфонии. По большому счету, в выборе программы открытия заключалась определенная культурная интрига. В прошлом ученик Романа Кофмана, Николай Дядюра год спустя исполняет произведение, которое принесло такой блестящий успех на Бетховенском фестивале в Бонне его учителю. Как тут не ожидать незаурядной концепции киевского исполнения, тем более что оно осуществилось практически параллельно с выступлением Кофмана в Бонне, но уже с новым оркестром. Но — по существу оказалось, что ни о каком прочтении речи вообще не идет. Все внимание дирижера было сосредоточено на качественном озвучивании нот партитуры. Получалось не всегда чисто, но в общем бодро. Вероятно, предполагалось, что слушатель будет благодарен и за это. Жаль, что при таком отношении исполнителей к своему ремеслу все дорогие сердцам любителей музыкального искусства композиторы превратятся в авторов «нечеловеческой» музыки.