Возможность собраться за «круглым столом», решить проблемы и товар лицом показать, наладить механизм взаимодействия между собой предоставил издателям, полиграфистам и распространителям книги Киевский международный фестиваль книги и средств массовой информации, открывшийся 8 июня в «Українському домi». Организаторами его выступили «Славянский центр», Минпрессинформ, «Український дiм».
Ситуация сложилась парадоксальная: наряду с резким увеличением количества издательств и издательских организаций - спад объемов производства печатной продукции и значительное сокращение выпуска литературы приоритетной, социальной и культурно-просветительской значимости (детской, учебной, энциклопедической, научной, производственной). Вызывает опасения продолжающийся процесс деукраинизации книгоиздания. С болью говорили об этом многие участники фестиваля.
Жестокий кризис, охвативший экономику Украины, очень больно ударил и по издательскому комплексу. Многократно возросшие цены на энергоносители, а соответственно, на полиграфические услуги, на бумагу, львиная доля которой импортируется, материалы, а также непомерные налоги сделали книгу, и детскую, и взрослую, недоступной для большей части населения. В такой ситуации свое слово должно сказать государство, ведь без книги невозможно его будущее.
Тем не менее, как ни радовала глаз продукция московских и британских издателей, нужно заметить, что в Украине есть энтузиасты, которые живут книгой, выпускают десятки, сотни прекрасных, нужных изданий. И это вселяет надежду. Как не вспомнить слова председателя Украинского фонда культуры Б.Олийныка, сказанные на открытии фестиваля: «Информация о новой Украине продвигается медленно. Выставка станет показателем того, что наша держава - цивилизованная страна, - не нужно прибедняться, у нас есть, что показать».
В рамках фестиваля впервые сделана попытка (по образцу, например, Лейпцигской ярмарки) провести выставку средств массовой информации. Экспонируются компьютерная техника для книгоиздания, радио, телевидения, рекламы и полиграфического дизайна, новые технологии передачи и сохранения информации.
Подобное мероприятие, конечно же, «влетело в копеечку». Чего стоит аренда экспозиционной площади, издание рекламной продукции, оформление выставки по европейским стандартам и многое другое. На большие льготы пошел «Український дiм», государственным издательствам были сделаны значительные скидки. Окупятся ли вложенные средства - покажет будущее. По мнению Евгения Самарцева, директора «Славянского центра», ярмарка создает инфраструктуру нормального общения. Кроме заключения коммерческих сделок и рекламы, которые являются целью любого подобного мероприятия, здесь сделаны попытки восстановить прерванную цепочку связей: издатель - полиграфия - книжная торговля путем проведения «круглых столов», семинаров, заседаний секций. Обсуждался проект Закона Украины «Об издательском деле» в новой редакции, перспективы развития книгоиздания, книгораспространения, сегодняшний день и будущее детской книги, книг на языках национальных меньшинств, состояние художественно-технического оформления современных изданий, актуальные вопросы хозяйственно-производственных взаимоотношений между издателями и полиграфистами.
Какие надежды связаны с фестивалем - этот вопрос я попросила прокомментировать министра Украины по делам прессы и информации Михаила Яковлевича Онуфрийчука:
- Идея проведения такого съезда издателей в мае-июне появилась в наших планах сразу после январского Всеукраинского совещания редакторов газет в Житомире. В Украине более 750 издательств и издательских организаций разных форм собственности. Между государственными и негосударственными издательствами нужно установить такой механизм взаимодействия, который давал бы возможность успешно работать на читателя и на государство. На ярмарке представили свою продукцию и те, и другие, и видно, как они действуют в сегодняшних сложных условиях. Кроме того, можно проанализировать деятельность государственных издательств, которые находятся в одинаковых условиях, но работают по-разному. А практика показывает, что выживает тот, кто может «крутиться», реагировать на изменение экономических условий. Все здесь зависит от умения перестроиться с точки зрения рыночных отношений. Ярмарка как раз создает конкурентную среду, чтобы каждый издатель мог проверить себя.
Чтобы нормально развивалось общество, по утверждениям социологов, нужно выпускать 12-14 книг на одного жителя (кстати, так делают наши зарубежные соседи). В Украине пока издается только около трех книг в год. Мы хотим довести этот показатель до семи.
Указом Президента одобрена «Государственная программа развития национального книгоиздания и прессы до 2000 года». Здесь, на фестивале - на секциях, заседаниях «круглого стола» проходит апробация всех предложений и решений министерства, рассматривается важнейший документ - проект Закона «Об издательском деле». Возможно, в кабинетах мы чего-то не видим, поэтому просто не обойтись без такого живого обсуждения, поступления предложений, выработки общего мнения перед вынесением вопроса на государственное рассмотрение. Без общей концепции не удастся сместить акцент с издания сенсационной литературы на литературу государственной значимости, необходимую для проведения реформ.