Культурные проблемы у нас в последнее время привыкли списывать на кризис. Из-за него, как известно, в Киеве так и не удалось провести очередной Международный конкурс молодых пианистов памяти Горовица. А это музыкальное событие, к которому прислушиваются во всем мире.
Но и это не единственная напасть на юных пианистов. В последнее время конкурс оброс бесконечными судебными тяжбами. Слишком туманны дальнейшие перспективы: состоятся ли вообще международные соревнования талантливых музыкантов… Хотя есть распоряжение президента от 31 июля 2009 года «Про надання підтримки Президента України VIII Міжнародному конкурсу молодих піаністів пам’яті Володимира Горовиця» (документ размещен на веб-сайте главы государства). Но есть и угроза исчезновения конкурса, который дрогнет под тяжестью судебных исков. Есть ли будущее у этой культурной инициативы? И кому платить за культурные удовольствия? На эти вопросы «ЗН» отвечает Юрий ЗИЛЬБЕРМАН, возглавляющий этот конкурс с момента его основания — с 1995 года.
— Кипы документов из Хозяйственного суда Киева, из отдела государственной исполнительной службы Голосеевского районного управления юстиции… И везде весьма серьезные тексты. Значит ли это, что ваш конкурс может оказаться банкротом?
— Не совсем так… Да, действительно, город не расплатился с фондом, согласно договору № 33 от 21 марта 2008 г., за проведение конкурса «Горовиц-Дебют» и принятие в Киеве Генеральной ассамблеи Европейских молодежных музыкальных конкурсов в 2008 г. Но недавно я подписал протокол соглашения, который фиксирует долг. Так что говорить о банкротстве рано.
Кстати, и Киевский городской хозяйственный суд удовлетворяет во многих случаях мою просьбу об отсрочке долгов до декабря 2009 г. Поэтому надеюсь, что и Национальная филармония Украины, и Национальный академический симфонический оркестр Украины, и гостиницы «Днепр», «Братислава», и многие другие организации, оказавшие услуги в проведении этих мероприятий, в конце концов получат предназначенные им деньги.
— Предположим, все будет в порядке и министерство профинансирует проведение конкурса. Какие прогнозы?
— Самые оптимистические. Во-первых, все претенденты, подавшие заявки в прошлом году, а мы отобрали около 80 конкурсантов, остаются. Кроме того, ежедневно получаем письма с просьбами прослушать конкурсантов на предмет участия в конкурсе. Консерватория Сеула изъявила желание провести в Южной Корее отборочный тур корейских претендентов, и сейчас мы ведем переговоры о формировании жюри сеульского отборочного тура.
Думаю, будет широкое представительство молодых пианистов разных стран. Конечно, с надеждой смотрю на украинских музыкантов. Как правило, их всегда больше в средней группе (до 19 лет), а она тем и интересна, что открывает лауреатов будущих конкурсов мира. Ведь не секрет, что определенный круг молодых пианистов «кочует» из одного конкурса в другой. Так, в конкурсе Клиберна (США) двое наших, в конкурсе в Лидсе (Великобритания) — тоже двое, на Хамаматсу (Япония) отобрано трое украинцев.
— В апреле 2010 г. должен состоятся VIII Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Как идет подготовка к конкурсу? Что сделано дирекцией? Каковы ваши прогнозы?
— Пока есть лишь подтверждение Министерства культуры и туризма о том, что проведение этого конкурса внесено в план министерства на 2010 год. Отрадно уже это, но впереди… особенно, учитывая известные всем события осени и зимы.
Несмотря на то что конкурс в этом году не проведен, мы сумели сохранить все сопутствующие ему, собственно, являющиеся неотъемлемой его частью, акции: фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера», международную «Летнюю музыкальную академию». Продолжили и гастроли наших прошлых лауреатов в Польше, Москве, Норвегии (хотя и потеряли из-за отсутствия конкурса возможность выступить в США, Грузии, Дании и Италии).
Несмотря ни на что, мы пока не утратили связи и продолжаем быть членами уважаемых европейских и мировых организаций: Европейской ассоциации молодежных музыкальных конкурсов (EMCY), Всемирной федерации музыкальных конкурсов (WFIMC), Мировой организации «Музыкальная молодежь» (Jeunesses Musicales International).
— А что значит «несмотря ни на что»? Вы имеете в виду то, что конкурс не был проведен?
— И это тоже. Хотя я просто обозначил: ни одной копейки в этом году у нас не было, а, как известно, членские взносы в организации платить нужно. Пока виним в этом мировой кризис. Хотя напоминания о неуплате уже настоятельно поступают. Помнится, конкурс им. П.Чайковского в Москве уже выбывал из Всемирной федерации и с большим трудом был восстановлен.
— Вернемся к спутникам конкурса. Неужели они столь необходимы?
— Видите ли, конкурс создавался, как говорится, на пустом месте. Поскольку Украина никогда не имела практики проведения международных музыкальных конкурсов, необходимо было в самом начале взять высокую планку.
Важно было с первого же конкурса показать, что программные требования не уступают мировым, что в жюри отобраны только музыканты с мировыми именами, что среди конкурсантов представители хотя бы десятка стран. К счастью, это удалось.
Но в наше время недостаточно только этого. Например, одним из относительно новых требований для элитарных конкурсов (а именно так можно назвать конкурсы—члены Всемирной федерации, составляющие только полпроцента от проводимых в мире) стала непременная организация конкурсом гастролей своих лауреатов.
Значит, с первых шагов перед нами стала задача почти невероятная: нам, выросшим в СССР, не имеющим связей с миром, да и не умеющим это делать, попытаться организовывать поездки, снимать залы, договариваться с агентствами, заниматься рекламой и т. п. Конечно, нам помогали наши посольства, украинские диаспоры, да и, скажем прямо, отношение к молодой демократии было особо восторженным.
Однако на голом энтузиазме далеко не уедешь. Все это были своеобразные одолжения — необходимо было что-то свое, вполне материальное: долги-то надо отдавать! Вот так появился фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера». Летняя эстрада Мариинского парка тогда была невостребована, и организация фестиваля давала нам перспективы обмена. Ведь концерты проходят там каждый уикенд в течение двух месяцев. Конечно, необходимо было привлечь к фестивалю лучшие коллективы. Так мы смогли обмениваться солистами. Скажем, из Италии получаем скрипача с только что завершившегося конкурса, а посылаем туда нашего пианиста. Итальянцы организуют там концерт для нашего лауреата, а мы даем возможность их лауреату-скрипачу сыграть концерт, скажем, с Национальным симфоническим оркестром. Наша публика получает блестящего молодого музыканта, да еще и с прекрасным оркестром, а конкурс Горовица — ангажемент для своего лауреата!
Теперь понимаете, что, не имея в этом году средств, мы рисковали и в будущем остаться без ангажементов для своих теперешних и будущих лауреатов, а это (может быть, я и преувеличиваю) равносильно смерти для конкурса. (Мне памятно баллотирование одного из японских музыкальных конкурсов в члены Всемирной федерации, которое закончилось плачевно для него, ибо конкурс не давал гарантию концертов своим лауреатам.) Поэтому и благодарны тем, кто искренне помог нам, не требуя взамен ничего. «Бехштейн» и «МакДоналдс» без колебаний дали деньги на проведение, и фестиваль состоялся. А ведь это выступления и Государственного духового оркестра Украины, и джазовых коллективов Киева, и Национального академического оркестра Украины, и замечательных ансамблей, солистов, а главное, мы сохранили фестиваль!
— Бывают ли прецеденты переносов конкурсов в других странах? Наконец, как отразится факт переноса конкурса на его статусе в мировом рейтинге музыкальных конкурсов?
— Как только было решено о переносе на следующий год, мы сообщили в федерацию, так как, по уставу, перенесенный на другое время конкурс не может совпадать с конкурсом, проводимым по расписанию. Нам повезло, что в 2010 г. таких совпадений не оказалось. Что же касается рейтинга, вопрос не ко мне. Конечно, это плохо отразится на нас. Имею в виду страну. Но надежду внушает энтузиазм подготовки к Евро-2012. Есть и распоряжение президента относительно проведения конкурса Горовица… Ведь наши «дети» — лауреаты, хоть и уехали в другие страны, но представляют-то Украину…