Национальная фонотека: иллюзия или реальность?

Поделиться
Занимает ли какое-нибудь место в жизни просвещенного украинца музыкальная библиотека? Есть ли у н...

Занимает ли какое-нибудь место в жизни просвещенного украинца музыкальная библиотека? Есть ли у нас место, в которое можно устремиться, предвкушая прослушивание излюбленного или незнакомого доселе музыкального шедевра, а затем, оформив заявку и вооружившись наушниками, блаженно упиваться вожделенными звуками? Для читателя какой-нибудь крупной зарубежной библиотеки это вовсе не фантастика. Иное дело у нас. Даже в столице не так уж много мест, где существуют публичные фонотеки. А послушать классическую музыку можно исключительно в фонотеках Национальной музыкальной академии и музыкального училища. Но предназначены они почти исключительно для студентов. Неужели все так безнадежно и обычный украинский читатель не в праве воспользоваться какими бы то ни было фономатериалами просто так, без особых поводов и причин? Есть ли место, где собрано достаточное количество аудиодокументов и налажено обслуживание всех, кто желает с ними познакомиться? Единственным средоточием таких материалов является отдел формирования музыкальных фондов Национальной библиотеки Украины имени В.И.Вернадского, существующий с 1928 года (его название несколько раз менялось). Сейчас он располагается в стенах филиала №1, что на Владимирской, 62. Но и там пока нет возможности обеспечить любому желающему прослушивание той или иной записи. Отрадно лишь одно — скоро ситуация с осуществлением доступа к фонодокументам в нашей стране, похоже, изменится к лучшему.

Итак, чем же мы обладаем на сегодняшний день? Основу фонотеки этого отдела долгое время составляли главным образом две коллекции старых грампластинок, поступившие в библиотеку с незапамятных времен в качестве дара. Одну из них принято называть «коллекцией профессора Маслова» (по фамилии ее бывшего владельца, о котором мало что известно), другая является анонимной. В них представлены грампластинки на 78 оборотов в минуту (главным образом «гиганты»). Но не стоит думать, что эти собрания — случайный набор старых изданий многократно переизданных записей. Как раз наоборот — в систематичности, с которой подбирались эти записи коллекционерами, и в самом их подборе сегодня для нас заключается колоссальное преимущество. Оба коллекционера, по-видимому, были тонкими знатоками и ценителями классической музыки, в частности оперного пения. В их коллекции попали главным образом записи первой четверти ХХ века. В том числе — записи некоторых знаменитых итальянцев, блиставших на оперной сцене еще в ХІХ веке, при жизни Верди. Что само по себе наталкивает на мысль о наличии в этих собраниях множества раритетов. Ведь старая пластинка — вещь технологически долговечная, но крайне уязвимая. И, ввиду технического прогресса, она по вполне объективным причинам давно отошла на самые последние позиции в мире звуковых носителей. Да и вообще осталось немного мест, где старые записи были бы собраны и приведены в порядок в такой степени, как это бывает у немногочисленных коллекционеров, принадлежащих, как правило, к старшему поколению. По-счастью, библиотека обладает сразу двумя более-менее упорядоченными собраниями, которые каталогизированы и сохранены в удовлетворительном состоянии. Коллекционные грампластинки начала прошлого века из фонда Национальной библиотеки, конечно, не могут быть выданы любому посетителю по первому требованию. Встает вопрос о том, как сделать доступными эти фонодокументы без ущерба для их сохранности. Разумеется, вывод может быть только один — перевод на цифровые носители в виде компакт-дисков с обеспечением последующей доступности для прослушивания читателями. Эту задачу невозможно было осуществить без наличия специального штата и определенных усилий со стороны специалистов. Сейчас эта проблема, похоже, приблизилась к разрешению. В отделе формирования музыкальных фондов Национальной библиотеки имени В.И.Вернадского появилось несколько штатных единиц, призванных специально заниматься фонотекой. А это уже первый шаг к формированию того, чего мы не имели до сих пор — национального фонда фонодокументов, который был бы доступен пользователю и выполнял бы свои ни с чем не сравнимые образовательные функции, помогая исследователям и музыковедам. Наличие такого фонда и обеспечение его доступности — не излишняя роскошь, а привычный атрибут любой крупной научной библиотеки Европы. Таким образом, возникает необходимость обеспечения технологического процесса реставрации и оцифровки записей и снабжения библиотеки аппаратурой, которая позволит читателям пользоваться фонотекой.

У истоков создания специального подразделения отдела формирования музыкальных фондов, которое занималось бы упорядочением фонотеки, стояла заведующая отделом, кандидат искусствоведения, известный музыковед Лариса Ивченко. Она также рассчитывает, что материалы фонотеки смогут стать предметом научно-исследовательской работы научных сотрудников отдела. В планах также привлечение киевских коллекционеров (которых не так уж мало!) с целью копирования их собраний на взаимовыгодных условиях. Наиболее ценные коллекции записей, находящиеся в отличном состоянии, могли бы быть перенесены на цифровые носители с возвратом коллекции владельцам и вручением им одной цифровой копии в порядке компенсации за использование их материалов. Возможно, какая-то часть уже имеющейся в фондах фонотеки может побудить библиотеку к издательской деятельности (если речь идет о реставрации и переиздании записей начала ХХ века). Впрочем, для этого необходимо обзавестись не только соответствующей технической базой, но и информацией, касающейся авторских прав. Кроме того, в библиотеку было бы целесообразно передавать для оцифровки некоторые собрания, хранящиеся в музеях (например, записи голоса Заньковецкой и других корифеев отечественной драматической сцены).

Но национальный фонд фонодокументов — это отнюдь не только собрание старых пластинок, пусть даже отчасти раритетных. Основной акцент при создании такого фонда — сосредоточение всех фонодокументов, касающихся украинской музыки и украинской исполнительской культуры, включая фольклор и, возможно, даже литературные записи. Причем все это должно или переводиться на современные носители, или приобретаться на готовых компакт-дисках. Кроме того, мало лишь развить в будущем соответствующую техническую базу, нужно также окончательно систематизировать все фонодокументы и обеспечить пути пополнения их фонда. С последним тоже есть определенная проблема. Ведь каналов поступления из-за рубежа, скажем, компакт-дисков, попросту не существует. И потому что мы не располагаем достаточными средствами для их закупки, и потому что нет каких-либо готовых проектов гуманитарной помощи в этом направлении. Да и с получением обязательного экземпляра отечественных фонодокументов пока еще не все налажено. Заметим, что на национальном уровне этот вопрос имеет и законодательный аспект. И речь здесь не только о грампластинках или раритетах, покоящихся в каких-то еще не подаренных библиотеке коллекциях. Вопрос стоит сугубо практический — как создать массив фонотеки, в которой хотя бы с образовательной целью были обзорно представлены все шедевры мировой музыкальной классики и, по возможности, основные исполнительские школы и образцы записей выдающихся мастеров исполнительского искусства. Ведь пока этого не произойдет, все наши музыкальные учебные заведения будут так же на полвека отброшены назад по уровню своей обеспеченности фономатериалами, как они отброшены теперь. Мы завели здесь речь об учебных заведениях не случайно, так как в силу своего статуса именно Национальная библиотека в общей системе информационных ресурсов должна как никакая другая приходить на помощь всем, кто в этом нуждается.

Кроме упомянутых коллекций в библиотеке есть еще несколько отдельных небольших собраний, в разное время поступивших от дарителей. Среди этих пластинок, иногда относящихся даже к середине 60-х годов, все же можно найти и такие, которые представляют бесспорную ценность, но по сей день так и не переиздавались на цифровых носителях. Особую ценность представляет собрание украиники, принадлежавшее композитору и хоровому дирижеру Андрею Гнатышину. Виниловые диски на 33 оборота с записью хоровых и фольклорных коллективов украинской диаспоры из США, Канады, Аргентины, Бельгии, Италии, Германии собраны здесь воедино и представляют собой уникальную в своем роде коллекцию, которой не найти больше нигде в Украине. Среди этих пластинок — много записей духовной музыки и записи известных украинских оперных певцов, принадлежавших к различным поколениям, — Модеста Менцинского, Иры Маланюк, Иосифа Гошуляка. На их дисках представлена также и мировая оперная классика. А ведь мы чаще всего были лишены возможности слышать записи таких певцов. И возвращение их имен на родину не должно пройти незамеченным.

Трудно предположить, чтобы комплектование фонотеки Национальной библиотеки в ближайшее время обеспечивалось также и благодаря покупке компакт-дисков. Ведь систематическое приобретение дорогостоящей зарубежной аудиопродукции требует немалых средств. Для того чтобы их изыскать, потребуется немало времени. Но найти пути решения этой проблемы необходимо, ибо в противном случае мы рискуем остаться без сколько-нибудь значительного фонда аудиодокументов, что отбросит нас далеко назад на пути гуманитарного и общекультурного развития по сравнению со странами Западной Европы. Возможно, стоит подумать о какой-то модели сотрудничества, которая могла бы привлечь спонсоров и коллекционеров для решения проблемы комплектования. Ведь ввиду отсутствия достойной фонотеки мы лишены возможности приобщения наших сограждан к сокровищнице музыкального искусства. Это не голословное утверждение, ведь концертная жизнь Украины пока оставляет мало возможностей для активного знакомства наших соотечественников со всем разнообразием исполнительских школ и широким срезом самых разнообразных произведений музыкальной классики. А фонотека Национальной музыкальной академии Украины не столь открытое учреждение, как Национальная библиотека, и не может выполнять эту функцию. Впрочем, порой и самим музыкантам, и музыковедам не хватает ее ресурсов.

Одно из основополагающих прав человека — право на доступ к информации. Это означает и право на любой акт, связанный с самообразованием, профессиональным развитием, удовлетворением эстетических запросов. Все это звучит несколько декларативно, но если таким правом пренебречь, мы многое утратим. Перед каждым изначально должен простираться широкий горизонт возможностей доступа к разнообразной информации, а уж как и когда ими воспользоваться — это продиктует личный выбор. Но лишать современного украинца одного из немногих путей знакомства с музыкальной классикой было бы непростительным упущением. С таких структур, как национальная фонотека, может начаться новый взрыв интереса к академическому музыкальному искусству и прогресс эстетических запросов наших неизбалованных в эстетическом отношении современников.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме