Фестивали культур национальных меньшинств, населяющих Украину, уже давно стали доброй традицией. Но иногда случаются события, открывающие новую страницу в летописи этой традиции. 20 и 21 сентября в Одессе прошел Первый международный фестиваль немецкой музыки, посвященный 200-летию поселения немцев в Одесском регионе. Мероприятие состоялось при поддержке Одесской областной государственной администрации, Посольства Германии в Украине и благотворительных фондов «Баварский дом, Одесса» и «Общество развития». Девиз фестиваля звучал так: «Два века с немецким искусством в Одессе». Участники съехались из Киева, Харькова, Николаева, Симферополя, Чернигова, Львова и других городов.
Среди них был и коллектив из Киева — хор немецкой Евангелическо-лютеранской общины церкви Святой Екатерины под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Григория Сорокопуда. Именно этот коллектив могут услышать прихожане известной всем в столице кирхи, расположенной на улице Лютеранской. Хор существует с 1991 года, когда был создан из членов немецкого общества «Видергебурт» («Возрождение»), состоявшего из потомков немцев-переселенцев, которых судьба занесла на украинскую землю еще в XVIII веке. Сначала в хоре было всего… семь человек! Но затем он стал примечателен тем, что объединил в своем составе людей, многие из которых не получили музыкального образования. Сейчас самому младшему участнику хора — 15 лет, самому старшему — 70. Для хора характерна династичность — многие поют в нем вместе с другими членами своей семьи — детьми, женами, мужьями и даже внуками. Хористам присущ особый дух коллегиальной взаимоподдержки и фанатичная увлеченность своим делом: каждый является глубоко верующим, влюблен в музыку и чувствует себя частицей одного организма, призванной служить высокому идеалу.
А летопись концертных выступлений этого коллектива началась в 1992 году, когда в рамках торжеств, посвященных Дню Киева, он впервые вышел на сцену перед слушателями. Заметим, что работать с подобным коллективом достаточно сложно. Так как приходится осваивать сложнейший академический репертуар с хористами, зачастую не знаюшими нотной грамоты и работающими в каких-то других, немузыкальных сферах. Но эта попытка оказалась успешной и стала «прорывом» к европейской традиции широкого привлечения хористов из «немузыкантской» среды, которые одержимы страстью к музицированию и со временем оказываются способными овладеть вершинами хорового классического репертуара.
Григорий Григорьевич трудится в хоре рука об руку со своей супругой Ларисой Степановной. Его семья — это уже династия музыкантов (их дочь — органистка, пианистка и хористка-сопрано). Григорий Сорокопуд, выпускник Киевской консерватории, более одиннадцати лет руководил хором Радио и Телевидения Украины, сделал огромное количество фондовых записей на украинском радио. Долго работал с камерным хором «Оранта», ставшим лауреатом международного хорового конкурса в Дебрецене (Венгрия). Он имеет титул профессора и другие почетные звания. Но более всего он дорожит званием Музыканта, поэтому предпочитает, чтобы на концертах конферансье не перечисляли перед его именем все звания, подчеркивающие его заслуги. Он просто выходит на эстраду и начинает священнодействовать. Его общение с хором во время концерта трудно сравнить с привычными действиями хорового дирижера. В жестах присутствует не просто идеальное музыкантское чутье, которое сугубо технологически призвано помочь хору в выполнении творческих задач. Его жест — это средоточие сразу двух начал — точнейшего музыкантского расчета и эмоциональной глубины. Поэтому хористы следят за его руками как завороженные, а результат их творческого содружества всегда поражает органичностью и убедительностью. Заметим также, что пение баховского и другого немецкого репертуара требует от певцов особых навыков звуковедения и особой вокальной школы, которая, мягко говоря, слишком отличается от привычного для славянского уха слегка «раскачивающегося» звука, почему-то столь ценимого в стенах наших оперных театров.
Впрочем, в репертуаре хора есть немало и украинских народных песен (некоторые из них обработаны самим Григорием Сорокопудом), исполняются хором и другие светские сочинения. Звучит много православной музыки — как русской, так и украинской. Произведения Бортнянского, Березовского, Кошица, Леонтовича и других отечественных авторов прочно занимают свои «позиции» в репертуаре. Однажды случился эпизод, который можно считать по-своему уникальным. В одном из варшавских соборов (католических, разумеется) этот хор (относящийся к евангелическо-лютеранской общине) исполнял православные духовные песнопения. Такое триединство выглядело как-то особенно символично…
В первый день фестиваля хор выступал в номинации «Духовная и классическая хоровая музыка». В этой программе киевляне исполнили «Святый Боже» Чайковского. На фестивале также были представлены номинации «Камерная вокально-инструментальная музыка» и «Немецкий фольклор».
В воскресном дневном концерте, выступая в номинации «Церковное музыкальное искусство», киевский хор, помимо прочего, исполнял и «Вечернее благословение» Мендельсона. В конце последней фразы этого сочинения звучит обращение ко Всевышнему «Внемли нам». В этом месте дирижер смиренно сложил руки на груди, что у многих слушателей в зале невольно вызвало слёзы. В сочинении Леонтовича «Ой, зійшла зоря» бас Олег Чернощеков — выступающий и как исполнитель басовых партий в хоровых сочинениях, и как разноплановый солист. А началось выступление на воскресном фестивальном концерте с исполнения Miserere А.Лотти. Здесь коллектив явил слушателю несравненное владение динамическими градациями (от пианиссимо до форте) и ансамблевой точностью.
Увозя домой дипломы лауреатов фестиваля (в обеих номинациях), все были счастливы и преисполнены надежд на новые встречи со слушателем. В декабре в церкви Святой Екатерины, как и полагается, будет исполнена «Рождественская оратория» Й.С.Баха, которая, условно говоря, состоит из шести отдельных кантат. Это событие станет продолжением дела возрождения лютеранской традиции исполнения духовных кантат в стенах храма, которая так свойственна укладу жизни всех лютеран в Германии, начиная с баховских времен. Тогда та или иная каната исполнялась каждое воскресенье, она всегда соответствовала тому или иному религиозному празднику. Неудивительно поэтому, что общее число кантат и ораторий, созданных Бахом, приближается к 250. В Киеве исполнение таких сочинений проходит с большой торжественностью: приглашается оркестр, в состав которого обычно входит немало музыкантов из оркестра Национальной оперы Украины, солистами выступают оперные певцы Камерного хора им. Б.Лятошинского, чьи голоса наиболее соответствуют манере звукоизвлечения, необходимой для исполнения баховского репертуара. В июне сего года к дню Пятидесятницы была, например, исполнена Кантата №126, тогда коллектив только что вернулся из поездки по Германии (таких поездок в «биографии» хора было уже немало). В 1993 году в Мюнхене хор впервые принял участие в Кирхентаге (Церковных днях) — своеобразном фестивале церковной музыки, что затем перешло в своеобразную традицию. Нередко исполняются и части из «Страстей по Иоанну» и «Страстей по Матвею». В репертуаре хора представлен еще целый ряд сложнейших баховских кантат (№21, 31, 129, 172). Вообще же, следует учесть, что хор церкви Святой Екатерины — это преимущественно не светский концертирующий коллектив, а в первую очередь вдохновенное содружество коллег, которые выступают во время всех церковных служб и не мыслят своей жизни без пения в хоре. Мудростью и терпением их руководителя Григория Сорокопуда хор превратился в слаженный коллектив, тонко чувствующий все «флюиды», исходящие от своего творческого лидера, и неуклонно продвигающийся вперед, к высотам хорового исполнительства.