распоются?
Филармония открыла свой 135-й юбилейный сезон «Декадой филармонического искусства». Одна из старейших концертных организаций нашей страны снова открыла своим слушателям двери здания бывшего купеческого собрания, зала, в котором звучали голоса Ф.Шаляпина, В.Собинова, А.Неждановой, И.Козловского, С.Лемешева, И.Архиповой, О.Петрусенко, Т.Руффо, Б.Гмыри, М.Биешу, в котором давали концерты С.Рахманинов, А.Скрябин, Д.Ойстрах, М.Ростропович, С.Рихтер, Ван Клиберн, Э.Гилельс. Много теплых слов было сказано о Киевской филармонии на конференции, посвященной открытию юбилейного сезона. О Национальной филармонии, всегда дававшей возможность своему зрителю увидеть и услышать лучшее, а своим артистам - показать это лучшее всегда благодарной публике. В этом году этой благородной организации исполняется 135 лет.
Впрочем, программа праздничного концерта, посвященного открытию сезона, немного обескуражила. Репертуар и сама композиция программы показались неожиданными. Казалось бы, на открытие юбилейного сезона должна была бы исполняться и классика мировая, и классика национальная, что, впрочем, удалось. Но вот сама подборка, особенно в области национальной культуры, показалась не совсем удачной, поскольку хотелось услышать лучшее. Не хочу показаться лишенной национального самосознания, но «Ой піду я межи гори» А.Кос-Анатольского вряд ли можно отнести к лучшим образцам украинского вокального искусства. К сожалению, то же самое могу сказать о выборе отрывка «Трубив трубиж» для выступления Анатолия Паламаренко. Сам факт присутствия этого номера в программе вечера также вызвал нарекания. Но филармония, видимо, считала необходимым представить все жанровое разнообразие своей работы в одном концерте. Хотя, конечно, Остап Вишня не был самым лучшим вступлением к Рондо-каприччиозо Сен-Санса, и сами подобные переходы разбивали впечатления от концерта в целом. Ведь концерт должен оставаться концертом независимо от того, какие цели ставит перед собой руководство филармонии.
Много добрых слов говорится сейчас в адрес Симфонического оркестра Национальной филармонии. Что ж, он этого заслуживает. За столь недолгий срок Н.Дядюре действительно удалось сделать неплохой коллектив. И в этом концерте он прозвучал даже неплохо, если сравнить его, например, с прошлым годом. Коллектив растет. Но произведения, выбранные для этого концерта, сыграли не на руку репутации оркестра. Увертюра «Леонора №3» Бетховена - не спорю, очень эффектное, но не самое легкое оркестровое произведение и в то же время достаточно популярное. Поэтому, с одной стороны, такой выбор был достаточно смелым жестом, но с другой - не достаточно взвешенным - все огрехи оркестра были на виду. И здесь, то, что «для столь молодого оркестра прозвучало достаточно неплохо», простите, не аргумент - речь идет об оркестре столичной филармонии, коллективе «номер один» в нашей стране, и речь идет об открытии юбилейного сезона. Согласитесь, это ко многому обязывает. В частности, к тому, что оркестр этот должен играть если и не совершенно (это вряд ли возможно), то во всяком случае добротно, и уж во всяком случае в этот вечер коллектив просто обязан был показать самое лучшее, что у него есть. «Леонора» же показалась просто «не обкатанной» - огрехи интонирования, динамики и даже некоторая статичность (иногда, казалось, что дирижер с немалым трудом «заводит» оркестр) разрушали целостность формы и оставляли ощущение досадной помехи, вкравшейся, несомненно, по недоразумению. Впрочем, рост коллектива налицо. И вполне возможно, что в скором времени - а именно в этом юбилейном сезоне - он и правда дорастет до вполне приличного исполнения «Леоноры №3», поэтому хочется считать это выступление эдакой декларацией творческих планов. Вполне реальных для этого коллектива.
К сожалению, также следует отметить и то, что аккомпанемент так и остался чуть ли не основной проблемой оркестра. «Скерцо» из Сюиты си-минор Баха, которое на слуху у каждого школьника, несомненно, требовало особенно чуткой подготовки. И надо сказать, что игра Юрия Шутко оставила самое приятное впечатление. Но его испортил аккомпанемент струнной группы оркестра. Вплоть до того, что временами казалось, что скрипичная группа, например, просто не справляется технически, что все их помыслы - о правильности нот (с чем они тоже справлялись не всегда, выдавая обыкновенную фальшь) и об ансамбле подумать у них уже просто нет сил. В результате грациозная игра солиста дополнялась несколько грубоватым и местами даже истеричным аккомпанементом. Несколько лучше получилось с Рондо-каприччиозо Сен-Санса и Концертом №3 Прокофьева. Возможно, оркестр был заражен энергетикой солистов - неизменно темпераментной и блестяще виртуозной Лианы Исакадзе и неизменно виртуозного и блестяще темпераментного Владимира Крайнева. Правда, также неплохо прозвучал оркестр в Концерте для голоса с оркестром Глиэра. Возможно, просто по сравнению с солисткой, которая, казалось, была не в голосе. Концерт в исполнении Виктории Лукьянец прозвучал достаточно невыразительно, глуховато и как-то искусственно.
Итак, с сожалением могу сказать, что в концерте, посвященном открытию 135-го сезона, действительно блестяще выглядели Лиана Исакадзе и Владимир Крайнев. То есть гастролеры. За исключением разве что Валерия Буймистера, «прозвучавшего» несколько утомленно, но вполне на уровне, наши исполнители не сумели продемонстрировать не только вершин мастерства, но даже приличествующей столичной филармонии добротности. Возможно, не самым удачным был выбор произведений, возможно, по каким-то иным причинам, но концерт оставил среднее впечатление. Оправдываться «молодостью коллектива» или наоборот почтенным возрастом, именитостью, регалиями, званиям или просто тяжелыми обстоятельствами становится для нас нормой. Но ведь это обман в первую очередь слушателя. Слушателя, которого так не хватает нашим концертным залам. И в этой ситуации сетования деятелей от академической музыки на недостаточное внимание выглядят довольно лицемерно, поскольку с них самих и начинается это «недостаточное внимание» - не к своим особам, разумеется, а к искусству. Искусству, которому они посвятили свои жизни. И которое никто не сбережет в эпоху «грядущего хама», кроме них самих. Позабыв обо всем остальном и в первую очередь про возраст и регалии, ибо, как говорил один литературный герой: «не бывает и не может быть награды за муку творческую». И слушатель у них непременно будет. И непременно благодарный. С юбилеем, филармония!