НА ЧЬЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК…

12 апреля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 14, 12 апреля-19 апреля 2002г.
Отправить
Отправить

27 марта весь мир традиционно праздновал день театра. Событие это, как всегда, носило несколько двусмысленный характер...

Папа — С.Городецкий, Марсела — Л.Удачина
Папа — С.Городецкий, Марсела — Л.Удачина
Реггеди Энн — Л.Винивитина
Папа — С.Городецкий, Марсела — Л.Удачина

27 марта весь мир традиционно праздновал день театра. Событие это, как всегда, носило несколько двусмысленный характер. Ведь ежели весь мир — театр, то вся жизнь — праздник, и 27 марта должно было бы именоваться Днем Мира. Всегда ли это так? Всегда ли театральное бытие рождает атмосферу мира и покоя? Не слишком ли много в нем противоречий? Впрочем, как и в самой жизни?..

В Харькове Международный день театра ознаменовался сразу двумя премьерами, двумя событиями как в жизни самих театров, так и в повседневном существовании не слишком заметной в межпремьерные времена харьковской театральной критики. В Украинском академическом театре им. Т.Г.Шевченко в день празднования восьмидесятилетия известного коллектива, история которого освящена именем Леся Курбаса, молодой режиссер Степан Пасечник выпустил премьеру знаменитой пьесы Л.Украинки «Адвокат Мартиан». В театре для юных зрителей состоялась премьера спектакля «Ночь, когда оживают куклы», поставленного главным режиссером театра
Ю.Старченко по пьесе У.Гибсона «Тряпичная кукла». Обе эти премьеры в городе ожидали. В первом случае заявлена была сложнейшая драма Л.Украинки, имеющая репутацию не сценичной, в театре для детей и юношества пьесу Гибсона репетировали почти год, что для сегодняшнего театрального бытия тоже дело небывалое. Необходимость выживать, понятая в буквальном смысле, зачастую превращает театральную повседневность в производство, уводящее прочь от творчества и не всегда приводящее к финансовому благополучию. Тем не менее в ТЮЗе решили рискнуть, не поддаваться привычному течению дел и дать спектаклю возможность состояться.

Реггеди Энн — Л.Винивитина
Реггеди Энн — Л.Винивитина

Харьковская критика оба спектакля не приняла. На заседании секции критики при местном отделении СТД, состоявшемся через несколько дней, обе постановки были, образно говоря, подвергнуты остракизму, если не расстреляны в упор. Специфика практически всех театральных профессий, таких, как режиссеры, актеры, художники, состоит в том, что их работа необычайно обнажена, открыта для любых комментариев и трактовок. Открыта и незащищена. Амплитуда мнений по поводу любого произведения искусства может быть самой широкой, разговор же всегда должен идти с точки зрения чего-то, что станет определяющим, центрирующим любые колебания оценочных критериев. В случае последних харьковских премьер трамплином для критики послужили… оба драматурга.

Невоплощенность драматических поэм Леси Украинки на родной сцене давно грозит стать фактом национальной театральной трагедии; преодолеть привычный рубеж и выйти за пределы не столь пугающей «Лiсової пiснi» рискует далеко не каждый театр. Тем не менее за последнее десятилетие молодая генерация украинских режиссеров и актеров все чаще обращается к этой непростой драматургии, особенно к библейскому циклу, проверяя на ней первые уровни творческой зрелости. Задачи, которые ставит эта великая женщина перед своими театральными партнерами, сложны не только в силу необходимости создания атмосферы, соответствующей накалу ее эмоций, не только в связи с особым упором на работу с поэтическим словом, через которое эти эмоции проявляются, не только с поисками подлинности поэтического актерского бытия. Главное в драматических произведениях Леси — это вечная загадка женщины, поэтому творческое общение с миром ее образов никогда не может быть неудачей, а всегда — опытом. Если же речь заходит о непонятности, сложности или неактуальности «Адвоката Мартиана», то все это уже, как говорится, вопрос чисто академический.

Ситуация вокруг постановки театром для детей и юношества пьесы У.Гибсона «Тряпичная кукла» изначально складывалась не особенно благоприятно, начиная с разговоров о непригодности гибсоновского сюжета для тюзовской сцены, заканчивая отношением к самому сюжету как якобы ущербному. Поскольку пьеса эта не часто идет в Украине, два слова именно о сюжете. Маленькая девочка Марсела больна оттого, что ее бросила мама, оставив на непутевого отца, к тому же пес Красный Клык съел ее любимую канарейку и умер, подавившись перьями. Этого слишком много для маленького детского сердца и оно разбивается, девочка начинает угасать. И тогда в ее жизни появляется кукла Реггеди Энн, у которой на груди пришито конфетное сердце с надписью: «Я тебя люблю». Она дарит Марселе то, чего та лишена в реальности: друзей, смех, приключения — порой веселые, порой жуткие, а главное — чувство защищенности, возникающее только тогда, когда тебя действительно любят. В конце концов Реггеди Энн отдает девочке самое дорогое, то, что делает ее живой — свое конфетное сердце. Марсела съедает его и наутро встает совершенно здоровой.

Вот таков «ущербный» сюжет пьесы, которую, по странному мнению некоторых представителей харьковских масс-медиа, нельзя показывать детской аудитории. Спектакль решен режиссером-постановщиком Ю.Старченко в жанре музыкальной притчи. Подобный постановочный ход задан самим автором, запланировавшим зонговые номера в тексте. Зонги как бы призваны досказывать то, чего нельзя выразить в прозаическом диалоге. То обстоятельство, что в спектакле театра для детей и юношества много вокальных (в том числе и хоровых) и хореографически-пластических номеров (композиторы И.Губаренко и Н.Сараев; балетмейстер С.Момот, пластика Э.Безродного), не только не облегчало, а скорее усложняло дорогу, по которой режиссер и актеры двигались к истинной сути этого материала. А суть эту можно было бы определить как поиски любви. Любящих всегда должно быть как минимум двое, чтобы чувство реализовалось. Необходимость же многих участников постановки стать любящими, объединившись в одну творческую команду, представляется задачей гораздо более сложной и по результату более важной любых чисто формальных исканий. В спектакле «Ночь, когда оживают куклы» это единение произошло, чего, к сожалению, не случилось при общении участников спектакля с их строгими судьями.

Театр — искусство очевидное в силу того, что его можно осязать, видеть собственными глазами. Не зря же в древнеегипетской мифологии Очи бога Ра жили какой-то особой, обособленной от него самого жизнью, обладая способностью воплощаться в других телах. Спектакль, воплощенный на сцене живыми людьми, обретает статус некоего самостоятельного организма, поэтому критика всегда будет рассматриваться им как инородное вторжение. Именно в этом специфика и сложность профессии критика в любом виде человеческого творчества. Для того, чтобы вторгаться в чуждую структуру, необходимо знать не только законы — физические и духовные, по которым эта структура существует, но также иметь представление об общекосмических установках, в силу которых любое вторжение не должно оказаться разрушительным. В частности, к этим установкам относится и знаменитая заповедь «Не убий», и многое другое. Далеко не всякому сценическому произведению суждено стать фактом мировой театральной культуры. Вполне возможно, что последние харьковские премьеры будут востребованы своей публикой и окажутся событийными прежде всего внутри самих коллективов, создавая основу для будущих шедевров. Это тоже очень важно, так же, как в человеческой жизни после зачатия главным становится момент рождения. И задача акушеров, принимающих роды (а разве не в этом заключены функции театральной критики?), — помогать их течению, а не совершать нечто противоположное. И тогда Международный день театра можно будет объявить Днем Мира, в каких бы уголках планеты его ни отмечали.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК