Поутру, как только первые лучи солнца дотрагиваются до позолоченной листвы, ну кто из нас не был томим тайным желанием взять в руки потрёпанный томик любимого поэта и отправиться в путь? Когда строчки, переписанные от руки или выбитые чёрным по белому на бумаге, звучат в унисон с нашими сердцами, переплетаются с мыслями, открывают глубины доселе неосознанного, что только не готовы мы пережить с их создателем. Даже «Гражданскую войну»... Потому что, как ни странно, именно так называется новая книга стихов Игоря Пиляева, вышедшая в издательстве «Визант» в этом году.
Я листала и перечитывала ее ещё совсем свежее сотворение, с жёсткими, кое-где не разрезанными страницами, и ощутила потребность познакомиться с автором, почувствовать его манеру держаться, говорить, мыслить, чтобы ещё глубже войти в заповедную стихию поэзии. С целью узнать, что заставило Игоря Пиляева, выходца из шахтёрского края, кандидата экономических наук, раздумывать именно в такой форме о жизни, её метаморфозах, геометрии боли и Голгофе; об утраченном после революции Россией обманутом поколении, о войне, утопающей в крови, и войне с самим собой; о недолговечности и неоправданности человеческого существования; наконец, о любви.
Мы живем только ради любви,
Ради встречи в бетонном подъезде
На каких-нибудь бешеных нарах.
Ради возгласа грешного счастья
На последнем порыве дыханья...
Здесь все невозвратно и всё нипочем,
И нет здесь ни правых, ни грешных.
И это не Бог, а буран за окном
Играется веткой черешни...
А ведь автору всего 35... Откуда, казалось бы, взяться тоске и пронизывающей даже камни боли? Неужели безысходность правит «миром» Игоря Пиляева? Поначалу складывается такое впечатление. Но искусство начинается там, где познание сливается с любовью, ненавистью или болью. В приведённых им эпиграфах из
М. Волошина, Б. Пастернака, в посвящении К. Бальмонту, в упоминаниях о точёных ахматовских лицах и смуте цветаевских сердец я почувствовала его близость и разделённую участь с поэтами трагического Серебряного века. Для Игоря реки ошибок прошлого текут в будущее, которое, несмотря на это, «огненно и чисто».
Я внезапно поняла, почему в заглавии «Гражданская война» «Ж» выделено по-особенному. Отнюдь не война тут ключевое слово, а Ждан, то есть ждать, надеясь на лучшее, ждать, изменяя себя. И почему-то мне показалось, что именно о Пиляеве Т.Уайлдер сказал в свое время: «Даже когда поэты порицают жизнь, описывая всю её очевидную бессмыслицу, читатель всё равно ощущает духовный подъём. И без поэзии мужчина пойдёт на войну, девушка - замуж, жена станет матерью, люди похоронят своих мертвецов и умрут сами: однако опьяненные стихами, все они устремятся к своему уделу с неоправданными надеждами».
И не обязательно лично знакомиться с автором, просто найдите его стихи, почитайте, предки от «заблудшего эха в огненное и чистое будущее». И поймёте всё сами.