С каждым днем растут ожидания и сгущаются слухи: Роман Виктюк (кто как не он всегда в центре слухов и ожиданий) собирается восстанавливать (вот-вот соберется и приедет) легендарный и восхитительный, в своем роде, просто священный для театралов Киева шедевр с непростой судьбой — «Священные чудовища» Жана Кокто, воцарившиеся на сцене Русской драмы на заре всеобщего виктюкопоклонства. Осветившие в свое время наши зрительские будни, «...чудовища» ушли в небытие после того как Людмила Погорелова и Олег Исаев покинули театр Леси Украинки под скорбными взглядами поклонников. Первое время они приезжали каждый месяц, и на «...чудовища» и на «Даму...» зрители ходили как на личную встречу, выискивая и высматривая в родных лицах любимцев что-то новое и незнакомое, что-то московско-виктюковское. Потом разыгрались один за другим пару скандалов, кто-то чего-то не поделил, и в результате мы оказались «через тумбочку». И вот теперь...
Ада Роговцева, которая недавно (звучит немыслимо) оставила Русскую драму, Евгений Паперный, оставивший ее же чуть раньше, Исаев и Погорелова и остальные участники спектакля, которые Русскую драму не оставляли, все они соберутся вместе с Виктюком, и с 5 по 8 марта Киев вновь увидит «Священные чудовища».
Антреприза Ады Роговцевой предусматривает четыре показа, первый из которых будет предназначен для самых состоятельных киевлян и результаты которого позволят организаторам сделать три остальных вечера доступными для театралов, чье благосостояние возрастает не так уж неуклонно. Но неуклонно возрастает желание встречи. Встречи с родными лицами любимых артистов.
Актеры с родными лицами... Не помню, чтобы это понятие фигурировало в театроведческой терминологии, в то время как оно представляет собой нечто совершенно конкретное, почти осязаемое. Про них не вспомнишь, когда увидел впервые. И еще особенность: они, как правило, у всех общие, невзирая на разность поколений, в обход эстетических пристрастий и политических предпочтений.
И еще: их немного. Их уходит больше, чем появляется. Их становится меньше. И не только потому, что «иных уж нет», но и потому, что «те далече»...
Эти «Священные чудовища», воспринимаемые нами в диапазоне от обывательского ротозейства до великосветского эстетства, — прежде всего Мастера (трудолюбивые титаны жизни человеческого духа, не гнушающиеся «петелек и крючочков»). Мастера, даже самые молодые из которых еще сегодня помнят наше общее вчера — ведь недаром родные лица. Мастера, каких вряд ли в состоянии породить нынешняя, в общем-то мелковатая душой, но увы неизбежно нарастающая полоса эстетствующего нигилизма рыцарей Мельпомены и служителей бомонда.
Итак, нас ждут встречи с Мастерами и с тем наслаждением, которое только способен подарить «большой» театр. Да, тот самый, пресловутый традиционный и классический, с ложами и антрактами, с паузами и занавесом, с портретами в фойе и пьесами из полных собраний сочинений их авторов.
Антреприза Ады Роговцевой обещает для истомившихся в собственном соку киевлян, а прямом смысле, достать «звезду», и не одну. Не с неба. Но из почти такой же недосягаемости пространства. Пространства, бывшего еще недавно территорией нашей любви и как-то нелепо и страшно ставшего в одночасье чужим. А ведь «звезды», как и небо, у нас остаются общими.