МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОСТЛЮДИЯ УХОДЯЩЕГО ВЕКА

Поделиться
Возможно, потомки назовут ХХ век эпохой музыкальных, театральных и кинофестивалей. Увлечение большими и малыми фестами превратилось в своеобразную эпидемию...

Возможно, потомки назовут ХХ век эпохой музыкальных, театральных и кинофестивалей. Увлечение большими и малыми фестами превратилось в своеобразную эпидемию. Объявив пять лет назад «под занавес» уходящего столетия об открытии международного фестиваля современной музыки «Контрасты», львовяне совершали смелый шаг. Во-первых, под лозунгами музыкальной современности начинали свой путь в большое искусство те, кого сегодня называют классиками ХХ века. Их творчество если и не покрылось академическим глянцем, то окончательно и бесповоротно вписано в историю, обретя равные права с мастерами прошлой, позапрошлой и еще более далеких эпох. Во-вторых, в Украине уже существовали два фестиваля, как и Львовский, претендующие на то, чтобы представлять новинки творчества украинских композиторов в сопоставлении с тем, что писалось и пишется авторами других стран, что должно, по мысли организаторов, наглядно демонстировать успехи украинской композиторской школы, ничуть и ни в чем не уступающей зарубежным коллегам. И все же инициаторы львовской акции были убеждены, что «Контрасты» смогут соперничать и с Киев-музикфестом, и с одесскими «Двумя днями, двумя ночами». Пять лет, миновавших со дня открытия первого львовского фестиваля, подтвердили обоснованность такой уверенности. Если одесские «дни и ночи» выделяются временной спрессованностью и приверженностью исключительно к авангардному стилевому направлению современного музыкального творчества и исполнительства, если киевский «фест» лихорадит от хронических денежных затруднений и порожденных ими случайностей при формировании программ, то львовская команда сумела четко организовать работу, сформировать и последовательно проводить в жизнь свою концепцию фестиваля.

Как это характерно для большинства солидных и престижных фестивалей, в основу концепции положена специфика места его проведения. Сам город Львов и его непростая история подсказали основную идею. Некогда в этом общем культурном пространстве жили бок о бок украинцы и поляки. Как и Краков, Львов был частью Галичины. Отсюда - естественное желание вспомнить о давних связях, привлечь к сотрудничеству Краковское отделение Союза композиторов Польши. На 5-м фестивале, проходившем во Львове с 8 по 17 октября, прозвучали произведения известных в Польше и за ее пределами композиторов Кристины Мошуманьской-Назар, Богуслава Шеффера - уроженцев Львова и воспитанников краковской композиторской школы. Центральным фестивальным событием стало исполнение в зале Львовского оперного монументального «Кредо» Кшиштофа Пендерецкого, прозвучавшего под управлением автора при участии польских солистов, хоровой капеллы «Думка» и львовского детского хора «Дударик», а также Фестивального оркестра Пендерецкого, приезд которого в Украину оказался возможен благодаря спонсорской помощи нефтегазового строительно-монтажного предприятия А.Т.Карпаты (Варшава), при сотрудничестве с фондом Про Музыка Вива (Варшава) и Генеральным консульством Республики Польша во Львове. Концерт проходил под почетным патронатом польского президента Александра Квасьневского. Важно отметить, что его организаторы не преследовали никаких коммерческих целей, поэтому зал был заполнен музыкантами и подлинными любителями музыки, которым не нужно было ломать голову над тем, где добыть средства на дорогостоящие билеты.

Не забыли организаторы фестиваля и о том времени, когда в общем культурном пространстве складывалось творчество композиторов бывших советских республик, а в пугающую партийных идеологов и поднятую на щит Западом группу советских авангардистов-шестидесятников вместе с русским Эдисоном Денисовым, украинцем Валентином Сильвестровым входил эстонец Арво Пярт. Теперь имена этих трех звучат вне какой-либо связи с идеологическим контекстом. Творчество этих крупных мастеров музыкальной культуры второй половины XX века давно стало общемировым достоянием. Арво Пярта, ныне живущего в Западном Берлине, причисляют к одному из самых исполняемых современных авторов. Поэтому особую значимость придали фестивальной программе ее мощный хоровой зачин - исполнение львовским камерных хором «Gloria» под управлением Владимира Сивохипа «Покаянного канона» Пярта, завершенного в 1997 году, - и завершение последнего симфонического концерта произведением Пярта, созданным двадцатью годами ранее, Tabula rasa для двух скрипок, препарированного фортепиано и струнного оркестра. Названный симфонический концерт был во многих отношениях символичен. В нем органически соединились исполнительские и творческие силы разных стран. Польский дирижер Роман Ревакович - он же один из пяти организаторов львовских «Контрастов» со дня их основания - стоял во главе молодого, но уже ярко заявившего о себе оркестра «Виртуозы Львова». В сочинении Пярта солировали румынская скрипачка Оана Захария и львовянка Лидия Шутко. В первом отделении прозвучали два произведения украинских авторов, «Камерная музыка для 21 инструмента» Юрия Ланюка и Камерная симфония №4 для виолончели и струнного оркестра Виталия Губаренко (солист Тарас Менцинский). Во втором отделении была исполнена Симфониетта для струнных Кшиштофа Пендерецкого, обозначившая заметный стилевой поворот в его творчестве последнего десятилетия. Смена стилевых ориентиров еще раньше обозначилась в творчестве Пярта, словно бы отвергнувшего как слишком узкое и злободневное само понятие музыкальной современности. В его музыке господствуют несуетные, отрешенные от громоздящихся сложностей современного мира ритмы вечности - всегда той же и всегда новой, не имеющей начала и конца, длящейся в бесконечных повторениях.

В числе активных организаторов и участников львовских «Контрастов» - имя харьковского композитора Александра Щетинского. Он принадлежит к поколению сорокалетних, тех, кто обязан своим становлением прямым и косвенным учителям, творчество которых составляет основу фестивальных программ. Это Лютославский, Пендерецкий, Пярт, Шнитке, Штокгаузен, Сильвестров, Грабовский, Бибик. Не мыслятся «Koнтрасты» без произведений Евгения Станковича, как новых, так и более известных, вошедших в репертуар многих исполнителей и исполнительских коллективов. А львовянин Мирослав Скорик был представлен на пятых «Контрастах» не только новыми сочинениями, но и выступил как дирижер во главе созданного им Камерного оркестра Львовского высшего музыкального института. После нескольких лет пребывания в США и в Австралии Скорик возвратился в Украину и сразу активно включился в музыкальную, педагогическую и общественную деятельность одновременно во Львове и в Киеве. В его творчестве последних лет произошел заметный стилевой поворот, значимость которого еще предстоит осмыслить. Стремление к «новой простоте», к демократизации музыкального языка с очевидностью проявилось и в Партите №7 для струнных, прозвучавшей под управлением автора, и в арочно замкнувшей фестивальные программы «Заупокойной» для сопрано, тенора и хора a cappella, которую, как и «Покаянный канон» Пярта, представил слушателям хор «Gloria» под управлением В.Сивохипа (солисты Анна Ковалко и Виталий Лисковецкий).

Владимир Сивохип вместе с четырьмя другими организаторами фестиваля (наряду с уже названными Р.Реваковичем и А.Щетинским это Ю.Ланюк и Я.Якубяк) является центром, к которому сходятся множество нитей сложной фестивальной структуры. Радостно было открыть в нем не только четко работающего администратора и деятельного менеджера, но и глубокого музыканта, с полной отдачей работающего в коллективе, одним из создателей которого он десять лет назад выступил.

Невозможно охарактеризовать все фестивальные программы, назвать имена всех талантливых исполнителей из разных стран, украсившие фестивальные афиши. Так, большой резонанс имели два концерта бывшего львовянина, ныне концертмейстера группы альтов Лондонского симфонического оркестра Андрея Вийтовича. В сопровождении оркестра Львовской филармонии он сыграл созданный Евгением Станковичем специально для него Концерт для альта, премьера которого за несколько дней до этого состоялась в Киеве. В камерной программе его партнером выступил талантливый львовский пианист Мирослав Драган. Приятно было сознавать не только то, что украинец Андрей Вийтович достойно представляет нашу исполнительскую школу на мировой арене, но и его верность Украине, родному городу, его активное сотрудничество с украинскими композиторами.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме