Музей Ханенко. Все о Будде

Поделиться
Музей Ханенко. Все о Будде
Экспонаты выставки описывают "12 деяний" Будды Шакьямуни на пути через миры сансары.

Уникальная выставка "Будда. Тот, который прошел мирами сансары", объединила усилия специалистов Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Одесского музея западного и восточного искусства и частного коллекционера Игоря Понамарчука.

В создании научного описания и обработки материалов выставки участвовали сотрудники Института востоковедения им. А.Крымского НАН Украины. Работа экспозиции продлится до середины декабря в здании, где размещается европейская коллекция Музея Ханенко в Киеве.

Выставка построена преимущественно на материалах, которые можно отнести к ареалу распространения северного Буддизма, он был традиционным для Тибета, а также районов Китая, Монголии и соседней с ней Бурятии.

Украинские музеи содержат сравнительно крупные коллекции предметов из этих азиатских регионов и стран, датированных XVI–XIX вв. Коллекция киевского музея насчитывает 180 единиц, в одесском собрании - около 200. Попытка объединения лучших образцов из этих коллекций в единой экспозиции предпринята впервые.

Из истории известно, что Богдан Ханенко купил первые предметы буддийского культа для своего тогда еще частного музея в 1905–1907 гг., на фоне увлечения европейской публики Востоком. В 30-х гг. минувшего столетия коллекции буддийского искусства в музеях Киева и Одессы представляли уже самостоятельные группы памятников, к которым всегда было приковано особенное внимание ученых. Впрочем, с другой стороны, в советское время их не часто выставляли напоказ, их изучение не поощрялось из идеологических соображений. К тому же специалистов, которые могли бы изучить эти памятники и дать им научную оценку, было считанные единицы.

Заведующая научным отделом искусств стран Востока в музее Ханенко и одна из кураторов выставки Галина Биленко вспоминает, что в 1959 г. Киев посетил сын художника Николая Рериха, индолог и тибетолог Юрий Рерих. Он ознакомился с буддийской коллекцией киевского музея и для ряда экспонатов, которые лично осмотрел, сделал свои описания.

В независимой Украине, с 90-х гг. прошлого столетия изучением памятников буддийского искусства занялась востоковед и тибетолог, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. А.Крымского Елена Огнева, которая выявила и описала буддийские памятники не только музеев Киева и Одессы, но и ряда других городов страны. (см. "Тибет Елены Огневой", "Зеркало недели", №26, 18.07.2014 г.). Благодаря ее усилиям удалось также уточнить и расширить описания тем экспонатам, которые некогда дал Юрий Рерих.

Идею нынешней выставки Елена Огнева вынашивала длительное время. Живописные полотна (т.н. иконы-танка) и скульптурные изображения, представленные на выставке, рассказывают о земном пути индийского принца Сиддхартхи Гаутамы (VI–V в. до н.э.), который стал Буддой, т.е. Просветленным, Пробудившимся существом.

Особенность выставки в том, что посетитель как бы проходит весь этот путь, который привел исторического Будду Шакьямуни к постижению нирваны - состояния, при котором он смог, как верят буддисты, остановить бесконечные циклы своих перерождений, освободиться от страданий. Хотя в буддизме нет четкого определения этого состояния, известный буддолог Евгений Торчинов описывал нирвану как некую принципиально отличную от эмпирической форму внеличностного бытия.

Экспонаты выставки описывают "12 деяний" Будды Шакьямуни на пути через миры сансары: рождение на небесах и схождение на землю, вхождение в лоно матери и рождение, овладение искусствами, наслаждение жизнью при царском дворе и отказ от трона, аскеза, приближение просветления и борьба с одолевающими его демонами, достижение состояния Просветления, дарование учения последователям и уход в нирвану.

Скульптуру Будды перед уходом в нирвану предоставил на выставку частный коллекционер Игорь Понамарчук. Будда, возлежащий на правом боку, подперев голову рукою, дает последние наставления своим ученикам, - очень популярный сюжет во всех странах, где распространен буддизм. Возраст каменного изваяния из Китая, по оценке экспертов, - 1500 лет, и, можно сказать, что это также один из шедевров буддийского искусства, находящийся в нашей стране.

И.Понамарчук отметил, что из 30 предметов его коллекции организаторы выставки отобрали самые ценные, которые не имеют аналогов в отечественных музеях. По его словам, они для него обладают особой энергетикой и красотой, а участие в выставке коллекционер объясняет стремлением дать возможность согражданам через соприкосновение с этой красотой обогатиться "морально, культурно и духовно", начать изменяться и совершенствоваться.

Уникальность выставки еще и в том, что она впервые дает целостное представление об аспектах буддийского учения, о жизни Будды Шакьямуни через интерпретацию и объяснение представленных экспонатов - каждой картины или каждой скульптуры - с привлечением фрагментов из классических текстов. Увидеть, как выглядят древние тибетские тексты и предметы буддийского культа, также можно в залах выставки.

Елена Огнева отметила, что в последние годы выставки, посвященные жизни Будды, проходили в австралийском Мельбурне, Нью-Йорке, Амстердаме. В Индии и Непале, где по преданию родился, жил и проповедовал Будда, продолжаются исследования и археологические раскопки, которые приносят для нас новые уникальные артефакты.

Поэтому можно сказать, что выставка в музее украинской столицы, посвященная жизни Будды, поддерживает глобальный интерес к буддийскому учению и буддийской традиции.

Завершает экспозицию небольшая по размерам икона-танка, которая демонстрирует посетителям "Колесо бытия" (санскр. Бхавачакра), - это своеобразная "схема" сансары. Согласно буддийскому учению наш мир состоит из шести областей (миров). Верхние сегменты описывают три благих рождения - божеством, святым, человеком. Хуже родиться животным, духом или обитателем буддийского ада. Переход между мирами (состояниями), притом как вверх, так и вниз, происходит из-за благих или не благих деяний, которые накапливаются в результате жизни каждого существа и влияют на его карму. В центре колеса мы увидим свинью, змею и птицу, представляющих "три яда" - невежество, злые намерения (гнев) и привязанность (жадность, похоть), три состояния омраченного сознания, которые не позволяют вырваться за пределы сансары, заставляют человека снова и снова испытывать страдания. Таким образом, эта картина, созданная очевидно в Калмыкии в XIX ст., является наглядным пособием для универсальной буддийской проповеди.

Буддисты считают, что воплощение живого существа в человеческом подобии - уникальный дар, который дается не каждому и не всегда. Только человек способен пробудить свой разум, только так появляется возможность разорвать цепь перерождений и выйти за пределы сансары. Для этого нужны праведная жизнь и добрые поступки. Ведь как считают некоторые буддисты, в каждом из нас есть "зародыш" состояния будды, доброе начало, которое при взращивании способно привести к Просветлению. Но даже если этого не случится именно в этой жизни, добрые дела принесут благо всем живым существам, которые нас окружают.

Быть может, посещение выставки в Музее Ханенко поможет кому-то пройти через миры сансары.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме