Греческое слово «мусикия» когда-то было общепринятым в Украине, означая музыку, музыкальное творчество, музыкальную науку. Первый фундаментальный научный труд и практическое руководство для изучающих и сочиняющих музыку принадлежал перу выдающегося композитора и ученого XVII века Николая Дилецкого и носил титул «Мусикийская грамматика». Когда-то пифагорейцы назвали музыкальную гармонию прообразом космического миропорядка. Согласно учению Платона о прекрасном сама Вселенная представляет собой издающий божественную музыку космос.
Эту гармонию мира невозможно не почувствовать под голубым небом Греции, в омывающем ее берега спокойно-ласковом море, в мягких очертаниях окружающих ее древнюю столицу Афины гор, в серебрящихся под солнцем рядах маслин, в развесистых пальмах и пушистых светло-зеленых аттических соснах, растущих за оградами выкрашенных в светлые тона, окаймленных широкими балконами домов.
Греки - наследники двух величайших эпох в истории мировой культуры. Рядом с руинами античности здесь на каждом шагу можно встретить каменные, крытые черепицей храмы типично византийской постройки. Некоторые из них очень старые. В реставрации одного из них, храма святого Никодима, в середине XIX века принимал участие псаломщик посольской церкви в Афинах, позднее студент Афинского университета Петр Нищинский. Его имя войдет в историю украинской музыки как талантливого композитора, автора знаменитых «Вечорниць» - музыкальной интерпретации одноименной сцены из драмы Тараса Шевченко «Назар Стодоля». Имея магистерский диплом выпускника Афинского университета, Нищинский преподавал греческий язык, оставил свои переводы на украинский язык двух классических творений старогреческой литературы: пьесы Софокла «Антигона» и «Одиссеи» Гомера, которую опубликовал под псевдонимом Петро Байда.
Пройдет десять лет со дня смерти Нищинского, и по столь же неисповедимой воле судьбы, в свое время забросившей семнадцатилетнего украинского семинариста в Афины, на землю Украины ступит молодой греческий музыкант, выпускник Венской консерватории Манолис Каломирис. Позднее его будут чтить как классика, основоположника национальной композиторской школы современной Греции. Пока же с дипломом одной из престижных консерваторий Европы он направляется на работу в музыкальную школу Оболенских в Харьков.
Харьковский период своей жизни, продолжавшийся с 1906 по 1910 годы, Каломирис считал чрезвычайно важным. В его мемуарах подробно описана интенсивная музыкальная жизнь города, абонементные концерты симфонического оркестра под управлением известного дирижера, педагога, директора музыкального училища Ильи Слатина, летние концерты в городском парке, собиравшие многочисленную публику, приезды гастролеров. В Харькове Каломирис познакомился и подружился с молодым украинским композитором Федором Акименко, услышал в концертах его произведения. Здесь же греческий пианист выступил с большой программой перед публикой и, несмотря на теплый прием, решил навсегда расстаться с мыслями о карьере виртуоза. Вдохновленный примером русских композиторов, музыку которых хорошо знал и любил, Каломирис переключил все внимание на композиторское творчество и осознал свое призвание служить искусством собственному народу. Несмотря на хорошие условия жизни и работы в Харькове, где родились двое сыновей, у него созрело решение вернуться в Афины.
Здесь, на родной земле, преодолевая многочисленные трудности, он закладывал фундамент национальной музыкальной культуры и образования. До этого большинству греческих музыкантов приходилось получать специальное образование за рубежом. Многие из них после этого так и не возвращались на родину. Каломирис стал основателем Эллинской (1919) и Национальной (1926) консерваторий. Они представляли собой синтез начальной и средней ступени подготовки специалистов, а также были рассчитаны на воспитание любителей музыки. Сейчас в Греции подобных музыкальных учебных заведений 650. Чуть ли не половина находится в Афинах и близлежащих небольших местечках. Образование здесь платное, консерватории считаются частными, хотя и работают по общей, официально утвержденной программе. Наряду с Эллинской и Национальной к самым престижным из них относится «Атенеум», проводящий ежегодно широко известные и за пределами Греции конкурсы молодых вокалистов и пианистов имени Марии Каллас. Программа этих конкурсов очень сложна. Они имеют большой резонанс в стране и за рубежом. В здании, куда «Атенеум» переехал лишь в этом году, входная лестница украшена бюстом Каллас, а по стенам висят фотографии и портреты знаменитой соотечественницы. Настоящая фамилия одной из первых оперных звезд мира была Калойеропулос. Она училась пению в Афинской консерватории и дебютировала на сцене Афинского оперного театра, что и стало началом ее блестящей карьеры.
Еще одни музыкант, которым Греция по праву гордится, дирижер с мировым именем, а также пианист и композитор Димитриос Митропулос. Он много сделал для подъема музыкальной культуры Греции, а в 50-е годы работал в симфонических оркестрах и ведущих оперных театрах Нью-Йорка, Милана, Вены и многих других городов.
Несколько лет назад в Афинах было построено прекраснейшее современное здание Мегаро Мусикис Афинон с двумя концертными залами, где выступают Национальный симфонический оркестр Афинской филармонии, Камерный оркестр, другие греческие коллективы и известные в стране музыканты. Охотно бывают здесь и знаменитые гастролеры. Мне пришлось убедиться, что залы бывают полны не только на уникальных концертах заезжих знаменитостей.
Просматривая филармонические программы сезона 1998-1999 гг., я увидела, что русская музыка занимает в них такое же место, как и популярная западная классика. Уже выступили и будут здесь выступать русские музыканты: скрипачи Гидон Кремер и Виктория Мулова, дирижеры Юрий Николаевский, Владимир Федосеев, Александр Чернушенко. С последним приезжает Санкт-Петербургская хоровая капелла и группа солистов, подготовивших исполнение оперы «Электра» - одного из самых известных из ныне живущих греческих композиторов Микиса Теодоракиса. В дни моего пребывания в Афинах состоялся концерт из симфонических произведений высоко чтимого здесь Манолиса Каломириса. В магазинах можно приобрести компакт-диски с записями его произведений, а также произведений других греческих композиторов. Убедившись в этом, я вспомнила, как приезжавший в Киев в начале сентября немецкий гость хотел купить видео- или же аудиозапись «Тараса Бульбы» Лысенко. Интересовался от также, что можно приобрести из записей знаменитых украинских певцов послевоенных лет, о которых знал и читал. Оказалось, что ничего этого в наших магазинах нет.
Древняя земля Эллады явилась колыбелью всей европейской культуры. Но сегодняшние греки называют свою страну молодой. После четырех веков турецкого владычества Греция обрела независимость лишь 177 лет назад и как бы заново начала строить новую культуру, вести борьбу за национальное возрождение, за реформу языка и его государственный статус. Только в XX веке к Греции были присоединены находившиеся под иноземной властью острова Додеканиса. XX век был связан с такой национальной катастрофой, как массовое выселение греков с малоазийских территорий. Гражданская война в самой Греции вызвала новую волну эмиграции в конце 40-х годов.
Греция сегодня гордится своими достижениями во всех сферах жизни, в том числе в области музыки. А на нашу долю остается гордиться тем, что в многочисленных греческих консерваториях успешно работают выпускники украинских вузов. Среди них заслуженный артист Украины пианист Валерий Сагайдачный - в прошлом ведущий педагог Киевской консерватории. Уже пять лет он живет в Греции, приобрел авторитет как преподаватель. Имели хорошие резонансы и его выступления в качестве солиста.
Музыка - искусство интернациональное. В первый же день своего пребывания в Афинах на фортепианном экзамене в «Атенеуме» я услышала Бетховена и Шопена, Баха и Листа, Моцарта и Шуберта. Мусикия - искусство столь же древнее, сколь строки Гомера и тысячелетние камни Акрополя, сближает эпохи и гармонизует души, сплетает в общий аккорд символические бело-синие цвета Греции с цветами желто-голубого флага независимой Украины.