МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ГАЛУШКА БЕЗ ЧАСНЫКА

10 апреля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 15, 10 апреля-17 апреля 1998г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Вот уж воистину «Многие знания, многие печали»… Если бы не знали мы всего, что происходило в нашей истории, воспринимали бы комедию Корнейчука непосредственно, на уровне доброго украинского юмора...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Вот уж воистину «Многие знания, многие печали»… Если бы не знали мы всего, что происходило в нашей истории, воспринимали бы комедию Корнейчука непосредственно, на уровне доброго украинского юмора. А так ведь нет, ищем подтексты, стараемся проследить второй план, провести параллели, ощутить ассоциации. Благо, что театр предоставляет эти возможности в полной мере. Спектакль Театра на Подоле невольно сравниваешь со знаменитым франковским, с незабываемыми Дмитрием Милютенко и Юрием Шумским в главных ролях. Но в тех Часныке и Галушке виделись прежде всего яркие сочные характеры. В нынешних же лидерах «своей линии жизни» через историческую призму проглядываются символы времени. На этом сравнения, пожалуй, можно и закончить. Потому что полярно противоположные задачи этих двух, далеких друг от друга, спектаклей. В спектакле украинских корифеев все было правдоподобно. Наши современники из Театра на Подоле решили сыграть во правдоподобие. И сделали это талантливо и убедительно.

Переосмысленное правдоподобие начинается со сценографии (художник И.Лещенко). Тем, кто тоскует по реалистическому театру, тут - отдохновение души. Вообще-то порядком надоели эти условные формы авангардного искусства, где черт знает что обозначает черт знает где. В спектакле «В степях Украины», для которого приспособили пространство галереи «Лавра», все реалистично. Натуральные хаты, настоящие деревянные столы и лавки, глечики и ведра, антикварные патефоны и фотоаппарат. На бутафорских деревьях в листьях краснеют яблоки, а из тропинок в траве под ногами взлетают облачки пыли. Герои едят настоящую картошку, пьют самогонку (не настоящую), по-настоящему моются, носят тяжелые мешки, огромные молочные бидоны. И в довершение всего - маршал Буденный выезжает на муляже лошади в натуральную величину.

Ирония, тонко воплощенная в сценографии, продолжается в костюмах персонажей, их внешней характеристике и завершается, естественно, игрой актеров.

Помост посредине сцены - своеобразный центр села: это и главная дорога, и «місток через греблю», и межа на лугу. Но основная мысль прочитывается просто - это та линия, которая разделила жизненный круг на две неравные части, оставив на половине колхоза «Тихе життя» ухоженную белую хатку с аккуратным подворьем, а половина колхоза «Смерть капіталізму» - явила собой сколоченный наспех деревянный дом с дырками в крыше. И пусть столом здесь служит накрытый куском полотна ящик, а стульями - молочные бидоны, красное знамя осеняет все это «благополучие».

Наверно, как никогда раньше стала ощутима в нашей сегодняшней жизни эта разделительная линия, когда, тесно переплетясь - вроде вместе и в то же время уже нет, существуют голодные и агрессивные Часныки и умиротворенные, уверенные в себе Галушки. Поэтому вопрос «ответственного шофера», обращенный к Галушке: «Неужели так хорошо живете на одни трудодни?», вызывает здоровый смех не только Галушки, но и зрителей в зале, которые имеют возможность прочувствовать остроту этого вопроса на собственной шкуре. А Филимон Довгоносик - этот «новый украинец», одетый с иголочки и знающий рецепт «цветущей жизни»? Приходится удивляться дальновидности Корнейчука, который в истоках характеров своих персонажей увидел будущих хозяев жизни. А может, он просто писал о том, что его окружало в то время, а эффект созвучности дню сегодняшнему создали артисты, серьезно играющие ироничное правдоподобие? Так или иначе, идея работает. И замечательный актерский ансамбль во главе со своими предводителями Галушкой (А.Игнатуша) и Часныком (А.Пархоменко), талантливо реализуют фейерверк оригинальных режиссерских придумок В.Малахова, который во всех своих спектаклях покоряет образностью сценического мышления.

Финал спектакля - всенародный праздник - апофеоз безумного похода «в полный коммунизм». Так в лихорадочном стремлении успеть приспособиться к быстрым переменам власти и событий Галушка переименовал свой колхоз. Но и это не спасает его. Всех, правых и виноватых, верных и предателей, смоют в вечность реки крови. Последний аккорд спектакля - развернувшееся и закрывшее оставшегося на сцене Галушку кроваво-красное полотнище со знакомым всем портретом и знакомой цифрой - 1937. Жизнь превратила комедию в трагедию. И спектакль не получился только смешным. Но однозначность, мне кажется, не интересна таким мастерам, как коллектив Театра на Подоле. В искусстве, как и в жизни, одно не может существовать без другого, все тесно переплетается, как переплелись над забором, разделившим дворы, ветви груши и яблони из садков Галушки и Часныка.

Еще долго не избавиться нам от призраков прошлого, и хорошо, если современные зрители почувствуют и поймут иронию правдоподобия, сыгранную артистами в найденных театром украинских степях.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК