| ||
Верди — Алексей Богданович {Фото Игоря ЯИцКОГО} |
Столичная театрально-концертная жизнь приобретает некую многомерность. Одновременно с широко разрекламированным многодневным фестивалем «Ave Verdi!», посвященным 100-летию со дня смерти великого итальянского композитора в Национальной опере, в Киеве прошел и другой «Ave Verdi!». Значительно менее шумный (по медиа-поддержке), но отнюдь не менее значимый для культурной жизни города концерт в Колонном зале Национальной филармонии. Жанр юбилейного филармонического вечера был обозначен его устроителями как «литературно-музыкальная композиция». И это сразу же настораживало: немедленно в воображении возникали пионерские «монтажи». Сознание угодливо извлекло из глубин памяти закосневшие штампы — и система ожиданий мгновенно сформировалась, оживив культпросветужасы школьного детства. Юбилей композитора? Литературно-музыкальная композиция? Все ясно — будет вступительное слово, восхваляющее достижения юбиляра, повествующее о подробностях «творческой биографии» и событиях личной жизни, а потом — как слоеный пирог: фрагменты известных произведений, перемежающиеся литературно-разговорными вставками все о том же — «творческая биография» и «личная жизнь»…
На первый взгляд, ожидания оправдались. Все было именно так. Законы жанра — вещь упрямая и, пожалуй, непреодолимая. Впрочем, кто сказал, что законы эти — плохи? И каково было реальное наполнение предсказуемых композиционно-драматургических блоков?
Юбилейный концерт начинался, как и следует вечеру театрального композитора, «с вешалки». В фойе филармонии были выставлены эскизы декораций к вердиевским операм и экспонировались костюмы, созданные уникальным театральным художником — Марией Левитской (кстати, выдвинутой в этом году на соискание Национальной премии им.Т.Шевченко).
Сама же литературно-музыкальная композиция отличалась динамизмом и драматургической продуманностью. Составить композиционно стройную «сборную солянку» из фрагментов весьма непросто. Задача усложняется еще и тем, что музыка Верди — «на слуху» — и любая фальшь (не исполнительская, а режиссерская — эмоциональная неоправданность, неосторожная натяжка) сразу же разрушит возводимое стараниями многих строение, сведет «на нет» все усилия дирижера, оркестра, хора, солистов.
Филармонический «Ave Verdi!» всего этого счастливо избежал. Корректная, ненавязчивая композиция (автор и режиссер-постановщик — Владимир Лукашев) отвела роль главного героя бессмертной вердиевской музыке. Словесные комментарии были лаконичны и уместны (фрагменты из писем Верди читал Алексей Богданович). И, конечно же, как и положено в итальянской опере, которой Верди отдал свою жизнь, царило в зале искусство прекрасного пения — бельканто. Ольга Микитенко (сопрано), Анжела Швачка (меццо), Тарас Штонда (бас), выступившие с известнейшими ариями — Аиды (из одноименной оперы), Эболи и короля Филиппа (из «Дона Карлоса»), Виолетты (из «Травиаты») своим пением оказали бы честь любому театру. Кстати, и филармонический подъезд, и зал филармонии напоминали об оперных триумфах в «Ла Скала» или «Гранд-опера». Я сама была свидетельницей того, как посол Италии не могла протиснуться сквозь плотные ряды оперных фанатов. И, конечно же, после наиболее удачных номеров слушатели неистовствовали, обрушивая на своих кумиров шквал аплодисментов.
К сожалению, высокая планка оказалась не под силу тенорам. Не знаю, что это — «климатический казус», результат похолодания, сказавшийся на вокальной форме певцов (почему-то именно тенора оказались наиболее уязвимыми), или свидетельство кризиса с голосами этого типа в Киеве?
Но не будем о грустном. И симфонический оркестр Национальной филармонии под руководством Николая Дядюры, и капелла «Думка», возглавляемая Евгением Савчуком, были на высоте. Верди в филармонии чествовали так, как он того заслуживает.