Одна из наиболее интересных премьер прошлого львовского театрального сезона - «Лісова пісня» в театре Леся Курбаса (режиссура Андрея Приходько). Во время работы над этим спектаклем постановщик из Киева активно сотрудничал с мастером, которая, можно сказать, «прописана» в целом мире… Хотя Украину считает самой дорогой для своего сердца. Марьяна Садовская - широко известная в мире певица, исследователь-этнограф, аранжировщик, а также драматическая актриса, театральный путь которой начинался у курбасовцев. Потом были Польша, США, другие страны.
- Пани Марьяна, кажется именно в год провозглашения нашей независимости - в 1991-м - вас пригласили сотрудничать в Центр театрального искусства Гардженице… И с того времени начинается ваша европейская карьера.
- В то время в мои обязанности в Гардженице, кроме актерства, входило проведение голосовых тренингов вместе с актером Томеком Родовичем. Именно тогда я и начала аранжировать записанные мной во время экспедиций украинские песни.
После этого моей премьерой стала общая работа с польским композитором Мацеем Рыхлым - обработка музыкальной партитуры к спектаклю «Метаморфозы, или Золотой осел» по Апулею.
Материал был сложный, загадочный и непривычный, а именно - немногочисленные музыкальные реликты Древней Греции, частично сохранившиеся до нашего времени на камнях и папирусах. Музыкальный шрифт расшифровали, описания теоретические есть, а вот как на самом деле звучали эти хоры Еврипида, инвокации или гимны - здесь поле для творческой фантазии и интуиции.
- Ваша львовская «Лісова пісня» прошла с заметным успехом… А когда начали работу над этим спектаклем?
- Поработать над музыкой к спектаклю «Лісова пісня» меня пригласил более года назад режиссер Андрей Приходько из Национального театра имени Ивана Франко. Познакомились мы во время показов музыкального спектакля «Русальный цикл» коллектива «КИТКА» из Сан-Франциско в художественном центре Киево-Могилянской академии. Поскольку я компоновала музыку к этому спектаклю, то у Андрея была возможность оценить и услышать мой «музыкальный почерк». Чуть позже он поделился своим видением спектакля «Лісова пісня» - оно было мне близким, родным, и сомнений относительно сотрудничества не возникло.
Оставалось согласовать наши рабочие графики. И здесь пригодились новейшие технологии: определенное количество проб и репетиций мы провели в Skype.
- Что для вас лично означала работа над спектаклем «Лісова пісня» и с режиссером Андреем Приходько?
- По моему мнению, Приходько принадлежит к кругу наиболее интересных режиссеров, работающих сейчас в Украине. Его творческий задор, смелость, бескомпромиссность - все это делает каждый его спектакль взрывом, провокацией. Его метод заставляет актера выкарабкиваться из собственной «рутины».
Сам сгорая в работе, он не выдерживает поверхностности, самоуспокоения. Работать и общаться с такими художниками - уникальный подарок. Работа над музыкой к спектаклю «Лісова пісня» - это мое перманентное прислушивание к зрительным образам, энергии, которые видел и слышал сам Андрей, а уже потом воплотил их в музыкальные формы. Мне вообще очень больно видеть, как трудно работается в Украине таким художникам, как Андрей. Как они постоянно должны пробиваться сквозь хаос, пренебрежение, бюрократию и типичные для нас «разводы руками»...
Теперь «Лісову пісню» с успехом играют во Львове. И мы мечтаем о возможности показать ее в Киеве, Харькове, Варшаве, Вроцлаве, Берлине - везде!
- Ваши планы, связанные с концертным турне по Украине, отложены. Вы якобы заявили о своем желании попробовать себя в новом амплуа - поработать в Украине в качестве музыкального руководителя спектакля. Это легче?
- Я всегда буду искать возможность работать в Украине. Я готова приезжать с концертами, делиться опытом во время мастер-классов или компоновать музыку к театральным спектаклям. Теперь вот начали новый этап сотрудничества с театром Курбаса. Ждет реализации музыка к кинофильму Виктории Трофименко. Планов много...
Не могу сказать, что работать над музыкой к спектаклю проще, чем разрабатывать собственный концерт. Вообще, вопрос легкости неуместен. Меня больше всего интересуют собственно «твердые орешки», вызовы, риск, новые территории. Это не всегда легко, но всегда интересно.
- Вы были музыкальным руководителем проектов в Польше, работали над музыкой к спектаклям в Германии, США, Чехии - что удалось узнать и создать именно за рубежом?
- После Гардженице сделала несколько спектаклей с группой «Яра» при театре «Ля Мама» в Нью-Йорке. В одном из них, «Древо Песен», сотрудничала с начинающей тогда группой «ГОГОЛЬ БОРДЕЛЛО» - сейчас она очень известна благодаря украинцу Евгению Гудзю… Вторую постановку удалось привезти в Украину и показать не только в Киеве, но и в селах Крячкивка и Сварицевичи.
Вспоминаю слезы потрясения в глазах бабушек, когда их песни задорно выпевали актрисы из Нью-Йорка. Погружением в мир новой музыки стала для меня работа с театром «Футур 3» (Германия) над спектаклем «Квартет для четверых актеров» по Богуславу Шефферу.
С вокальным коллективом «КИТКА» из Сан-Франциско после «Русального цикла» сделали новую постановку «Петь сквозь тьму» - на основе военных песен и интервью с солдатами и ветеранами американских войск.
Хочу заметить, что к моей «специальности» относится собственно вокальная работа с актерами, которая делает возможным пользоваться голосом как полноценным средством выразительности.
- Во время спектакля «Лісова пісня» слышишь музыку не только в песнях, но и в звучании спектакля вообще: шум леса, эхо, удары грома, ритмы шагов… В спектакле нет разделения на музыкальное сопровождение, музыкальные части, а есть музыка как слово, как дыхание. Как это удалось?
- Для меня каждая такая работа - вызов. Это освоение новой, незнакомой мне территории. Это поиск - как пение. Музыка же является не просто атмосферным фоном к спектаклю, а полноценным носителем содержания наравне с актерством, она действует на уровне слова, актерской игры, жеста.
Андрей Приходько с самого начала подчеркивал, что работаем не над музыкальным сопровождением к спектаклю, а над ПЕСНЕЙ... Лесная Песня. Песня Леса. Целый спектакль - это пение, обрывающееся, когда отбрасываем, отрицаем, отсекаем собственные корни. Поэтому так пугает глухая тишина третьего действия, которую нарушает только «брехунець» - кухонное радио. Замечательная, по-моему, режиссерская находка!
- Вы начинали когда-то в театре Леся Курбаса. И вот теперь, через какое-то время, возвращаетесь уже музыкальным руководителем - как на это отреагировали актеры, которые помнят вас как свою юную коллегу?
- Давно искали возможности общей работы. Потому этот проект и воспринялся как долгожданный праздник - и мной, и актерами.
Для меня важно поделиться опытом, полученным за последние годы творческих поисков. Особенно это касается вокального актерского тренинга.
Работая, всегда стараюсь вслушаться в индивидуальность: какие предиспозиции есть у того или иного актера? Где его сильные или слабые стороны? И тогда - раздувать огонь, провоцировать сферы, в которые, может быть, еще и не ходили. Я вообще считаю, что каждая моя музыкальная работа - это действительно соавторство. Сотворчество.
- А не возникало желания самой сыграть Мавку?
- Возникало. А еще хотелось сыграть Русалку, Маму, Прелестника, Дядьку Льва - всех персонажей… Сейчас, при поддержке Института им. Гротовского, начали работу над новым спектаклем с театром Курбаса в режиссуре Владимира Кучинского - «Так говорил Заратустра». Первые показы должны состояться во Вроцлаве в ноябре этого года. А главный мой проект - композиция для «Кронос Квартета». И самая большая мечта - чтобы премьера состоялась в Украине.