Фестивали современного искусства всегда формировали и формируют зону повышенного внимания. Ибо авангард - идеи впервые сказанного, нетривиального, нередко эпатажного. Это идеи, ушедшие намного вперед от реальной жизни, вырвавшись из-под груза обыденности.
И мне всегда было удивительно, почему, когда не первое десятилетие существуют такие фесты, как «Варшавская осень» и «Парижская весна», не первый год проводятся одесские «Два дня и две ночи», нашу столицу как-то обходили стороной такие грандиозные события, пока не открылся «Мета-Арт» - фестиваль современного украинского искусства. Конечно, нельзя сказать, что это событие приняло внушительные масштабы, хотя по своей сути и значению фест заслуживает намного большего, чем тесный и не самый лучший зал Союза композиторов, хотя для камерной музыки вовсе не нужны большие залы. Но я думаю, если бы фестиваль имел в распоряжении оркестр, композиторы, пользуясь возможностью, непременно представили свои симфонические сочинения. Правда, в числе исполнителей был Владимир Сиренко, но без своего коллектива - оркестра Гостелерадио. И организация концертов опять-таки легла на плечи самих авторов, коими являются: Андрей Карнак - продюсер фестиваля, Сергей Зажитько - пресс-секретарь и консультант фестиваля, Людмила Юрина - музыкальный арт-директор фестиваля, Игорь Лапинский - пресс-секретарь, литературный арт-директор фестиваля, Виктор Жук - арт-директор вернисажа. Все они - представители отечественного авангардного и ультраавангардного искусства.
В рамках фестиваля, включающего в себя акустическое, визуальное и вербальное искусство, открыт вернисаж современной живописи. В концертные программы также были включены «поэтические перфомансы», к сожалению, авторы, декламирующие свои творения, в первый день воспринимались немного странно, ибо не были включены в «хронологию» программы, а также не все владели ораторским даром, вследствие чего поэтические идеи, повисшие в воздухе, так и не нашли отклика в душе зрителя.
Акустическое, то есть музыкальное искусство составило самую значительную часть «Мета-Арта». Каждый из четырех дней, проведенных в зале Союза композиторов, заслуживает отдельного и особенного внимания, поэтому мой последующий рассказ перейдет к описанию событий, происходивших в период с 13 по 16 ноября в зале на улице Пушкина, 34, тем более все эти события на самом деле и самым смелым образом превзошли мои ожидания.
День первый. Валентин Сильвестров, классик украинской музыки, стал поистине знаменем феста. Его «Проекции» на колокола, вибрафон и клавесин - ранее авангардное сочинение композитора открыло концерты фестиваля. Тем самым организаторы однозначно заявили об ориентации «Мета-Арта»: эксперимент не ради эксперимента, а эксперимент как постижение и приобщение к terra incognita. Прекрасное начало!
Изюминкой первого фестивального дня стали «Мхи» для двух цинков Даниила Перцева (цинк - духовой инструмент эпохи Готики). Это стилизация, но в то же время - сугубо авторское прочтение средневековых идей искусства. Завораживающее впечатление.
Сергей Ярунский (он же - Сергей Степанюк и Сергей Сергиевский). Анархист-инструменталист. «Оранжерея кактусов», посвященная киевской консерватории, наводит на некоторые мысли о киевской консерватории. В разыгранной сценке автор выступил как дирижер и пан-спортсмен. Было бы весело, если бы не было так длинно, поэтому немного скучновато.
«Еще!..» для девяти исполнителей Сергея Зажитько - произведение радикально-авангардное, интересное и со смыслом. Вот, правда, заявленного в программе горлового тибетского пения не было в помине. Ему невозможно подражать, его можно только воспроизвести. Я сомневаюсь, что кто-либо из музыкантов у нас владеет этим искусством. Думаю, что нельзя допускать таких вот небрежностей и обманывать ожидания слушателей.
День второй начался с «таинства при свечах», - так коротко можно охарактеризовать «Стереомузыку» для четырех исполнителей Святослава Крутикова. Утонченность и красота «ритуала» под звон колокольчиков.
Немного наивно с позиции нашего времени выглядел «Демарш» (парадоксальный памфлет) для фортепиано Владимира Губы. Хотя во время шестидесятых это был действительно демарш протеста, за что, наверное, здорово досталось композитору. «Демарш» - эстетика примитивизма плюс ура-патриотизм, плюс яркое исполнение Жени Громова.
И вновь - анархист-инструменталист Сергей Ярунский с «Мерзостью» для одиннадцати исполнителей из цикла «Мерзота. Гидота. Неподобство». По словам самого автора - манифест анархии. Эпиграфом был стих - ода мерзости - Григория Немировского. Публика потешалась, но мне, честно говоря, стало обидно за цинкиста, который должен был изображать из себя собственно мерзость. Но повеселилась от души.
Порадовало то, что привели в порядок поэтическую сторону фестиваля. Авторов представили, это Александра Криворучко, Юрий Гудзь, Игорь Лапинский и его чудесный сын Богдан.
Третий день стал, пожалуй, символом фестиваля. Концертную программу открыл Евгений Громов, блестяще исполнивший «Триаду» для фортепиано Валентина Сильвестрова. Мне сложно сказать, есть ли в Украине интерпретаторы современной музыки, равные ему по уровню. Исполнительское прочтение достойно гениального произведения.
Кармела Цепколенко - продюсер международного феста «Два дня и две ночи» в Одессе - привезла на «Мета-Арт» «Selfreflection» для магнитофонной ленты и фортепиано - эксперимент в области электроакустики и музыкальной фонетики.
Эту же идею продолжил «Internominus» для двух исполнителей, фортепиано и магнитофонной ленты Андрея Карнака и Натальи Ерошенко. Пианисты по очереди играли на клавиатуре и струнах рояля, продемонстрировав универсальность инструмента.
Игорь Лапинский и его сын декламировали посвящение Паганини под знаменитую «Кампанеллу» великого скрипача и композитора.
Поистине рояль - инструмент универсальный. На этот раз его ритмо-ударные возможности раскрылись в «Вот как…» Сергея Зажитько в великолепном авторском исполнении. Я бы сказала, что это - звездный час композитора. Неожиданные находки - от ритмов Закавказья и знаменитой Хабанеры Жоржа Бизе до выражения себя в качестве инструмента. «Вот как…» - редкий пример полной реализации художественного замысла. Браво, маэстро!
Апофеоз фестиваля - мировая премьера «Домашних скерцо» для двух ударников и фортепиано Виталия Годзяцкого. Произведение дождалось своего часа спустя тридцать лет, хотя было записано самим композитором на пленку и в 67-м году транслировалось по радио Дании. Название сочинения и его частей: «Полтергейст забавляется», «Эмансипированный чемодан», «Реализация квартиры №29/1», «Антимир в ящике» - очаровательная шутка музыканта. Комическое представление, где исполнители с самым серьезным видом играли на «инструментах» кухонной утвари: кастрюльках, чайничках, чашечках, рюмочках, вилочках, тарелочках, ведрах и т.д. Чемодан на веревке - ну просто потеха. Музыканты смеются, и поэтому мы, слушатели и зрители, тоже можем, раскрепостившись от концертного академизма, от души посмеяться.
Вечер фольк-авангарда, заявленный в программе четвертого дня, к сожалению, не состоялся. Не смогли приехать народный мастер аутентичных инструментов, блестящий знаток фольклорного пласта Николай Будник и украинский бард Эдуард Драч. Положение «спасали» ребята-аматоры, которые исполняли обрядовую музыку календарного года и пытались импровизировать в народном духе.
Фестиваль завершился, оставив надолго в памяти целую гамму переживаний и раскрасив ненастные ноябрьские дни. Сможет ли он стать ежегодным и возыметь международное значение? Очень бы этого хотелось. Ибо современная творческая мысль - залог грядущего.