Так уж совпало, что я позвонила Валентине Степовой по поводу интервью как раз в день, когда у нее было выступление. Трубку снял муж и, детально расспросив, кто и по какому поводу беспокоит, ответил: «Извините, но сегодня она поет, и я никому не разрешаю с ней разговаривать. Лучше приходите в Национальную оперу, послушаете «Севильского цирюльника». Честно говоря, я опешила, ведь певица каждый день на сцене… Но в жизни все оказалось гораздо проще. И даже не верилось, что королева - такой она кажется из зала - настолько мила и проста в домашней обстановке. Мало кто догадывается порой о ее чувствах, когда звучат аплодисменты и похвалы или когда она сталкивается лицом к лицу со слушателями на улицах столицы. Ее любимая книга - жизнеописание великого Микеланджело «Муки и радости» Ирвинга Стоуна.
- Скажите, у Валентины Степовой были сомнения насчет выбора профессии?
- Недавно я узнала, что у ребенка есть «критические» периоды - полтора года и 13 лет, когда особенно ярко проявляются определенные задатки и есть шанс понять, чем этот ребенок сможет заниматься в будущем. Именно в подобные периоды нужно наиболее следить за ним. Ко мне же специально никто не присматривался - просто любили, как все родители любят своих детей. Как-то поинтересовалась у мамы, когда же я впервые «подала голос», потому что, сколько себя помню, ужасно любила петь. К моему удивлению, мама ответила, что еще в полтора года, не научившись толком говорить, я уже напевала какие-то мелодии.
Однажды мы с отцом пошли в гости. Там я впервые увидела фортепиано. Меня заворожил этот старинный инструмент с канделябрами, а когда, дотронувшись до клавиш, я услышала звуки, сразу захотела научиться ими управлять. В ту же ночь, видно, под впечатлением, мне приснился сон. Мама рассказывала, что услышала мое сонное бормотание, прислушалась и разобрала слова: «Я так хочу научиться играть на пианино...» Она, конечно, расчувствовалась и отвела шестилетнюю дочку в музыкальную школу. Там я впервые на сцене спела народную украинскую песню «Била мене мати». Люди приятно удивлялись и аплодировали. Странно, но детских песен я тогда не знала, зато знала много народных. К 13 годам уже играла на скрипке, на фортепиано и пела соло в хоре. Но в переходном возрасте занятия в музыкальной школе не казались мне таким уж приятным времяпровождением. Однако мама сказала твердо: «Ты как хочешь, а музыкальную школу должна закончить». Честно говоря, я часто сачковала. Но у меня была прекрасная преподавательница сольфеджио и теории музыки. Однажды мы вместе с Ниной Павловной возвращались из школы и она сказала: «Валя, ты серьезно подумай о своем будущем. У тебя хороший голос, и, кто знает, может, ты станешь знаменитой певицей». Эти две фразы глубоко запали мне в душу, и для себя я тогда определила, что буду только певицей. Расписала план до 30 лет. Во-первых, хотела жить только в Киеве (люблю этот город с детства), во-вторых, учиться только в Киевской консерватории, а в-третьих, после ее окончания стать солисткой Национальной оперы. И настолько целенаправленно к этому стремилась, что все пошло как по маслу. Сейчас абсолютно уверена, что очень важно для человека иметь конкретную цель и верить в нее не на 100, а на 200 процентов. И, конечно, еще нужно иметь способности, но в моем случае голос - заслуга не моя, а Господа Бога и родителей.
- Ваш муж имеет отношение к искусству?
- Он мой музыкальный директор.
- Насколько успешно сотрудничаете с собственным мужем?
- Мы с ним разные люди, и это нас объединяет. Я, в принципе, очень мягкая в общении с людьми. Игорь меня за это все время ругает. Но мне кажется, тут себя не переделаешь. Я такая и другой быть вряд ли смогу. Зато то, чего недостает мне, есть у мужа. Он, как директор, имеет право иногда, если нужно, резко ответить, не очень переживая, что о нем подумают. В то время как я должна заботиться о своем имидже. Раньше, когда только начинала свою концертную деятельность, сама занималась телефонными разговорами, контактами, общением. И, безусловно, было очень тяжело, просто выбивалась из сил, особенно перед выступлениями. А теперь Игорь меня спасает, помогает сохранить энергию хотя бы в те дни, когда это особенно нужно.
- А как он чувствует себя в тени вашей славы?
- Это человек, у которого нет ни грамма зависти. В принципе, зависть - порок человеческий. Я бы сказала, что у меня присутствует чувство зависти, но здоровой, которая ведет вперед. А есть люди, которые завидуют по-черному, портят нервы, клевещут понапрасну. Это, к сожалению, нас и губит. Что же касается моего мужа, то говорить, что Игорь в тени моей славы, попросту нельзя. Потому что я - это он, а он - это я.
- Кто главенствует в вашей семье?
- Знаете, мне понравилось, как в статье о чете Синявская-Магомаев Тамара Синявская красиво ответила на подобный вопрос: «Конечно, муж - глава семьи». В моей семье я всегда стараюсь это подчеркивать. Потому что мужчина чувствует себя мужчиной только тогда, когда женщина дает ему возможность это почувствовать. Еще можно сказать так: «Он - голова, а я - шея».
- Кажется, нужно вспомнить еще об одном члене вашей семьи…
- Да, о сыне Артеме. Ему как раз исполнилось 13 лет. Так что теперь присматриваюсь к нему. Хотя видно сразу - он очень творческая натура. Если позволяют обстоятельства, ездит со мной на гастроли - он очень любит узнавать что-то новое, общаться. С раннего детства Артем учится в школе искусств на театральном факультете. Ему это очень нравится, да и преподаватели им довольны.
- Получается ли заниматься его воспитанием при таком ритме жизни?
- С трудом. Каждый день репетиции. Конечно, иногда ругаю его. С другой стороны, понимаю: разве можно требовать, когда так редко его видишь? Однако я думаю, что хоть он и маленький, но по-своему мудрый. В какие-то моменты общения стараюсь сказать ему нечто такое, что бы он запомнил. Хотя, возможно, как ребенок он мои слова еще до конца не воспринимает. Но я уверена, будет ему 25-30 лет, тогда их и оценит. Помню по себе, когда мама меня поучала, мне это не нравилось.
- Как сын относится к маминой популярности?
- Сейчас абсолютно нормально. Но раньше был такой период, когда он утаивал от одноклассников мою профессию. Из-за этого приходилось менять классы. Знаете, дети есть дети, от зависти и какие-то непристойные слова могут сказать. И он попросту стеснялся, что у всех мамы как мамы - нормальные, а я у него - не такая. Сейчас Артем уже подрос и говорит: «Мама, я так горжусь, что ты у меня певица». Мне, конечно же, приятно.
- Кто у вас занимается бытом?
- Поскольку я живу искусством, быт для меня не столь важен. Просто он иногда мешает делу. Все-таки нужно убирать, вести домашнее хозяйство. Мы занимаемся этим вдвоем с мужем, он мне очень помогает. Если есть спектакли или концерты, он вообще освобождает меня от всех обязанностей. Я всегда злюсь, когда из-за плохого быта у меня портится настроение. В такие моменты заставляю себя думать, что человек живет не только ради этого. Нужно радоваться тому, что солнце светит, что руки-ноги целы, что есть любимая профессия. Вот это - настоящее счастье. К сожалению, все чаще и чаще мы об этом забываем.
- Есть какие-то традиционные женские занятия, которые приносят вам наслаждение?
- Безусловно. Но, к сожалению, у меня на них нет времени. Хотя, помню, был период, я сидела с сыном в академическом отпуске и могла себе это позволить. Я очень люблю вышивать крестиком. В молодости вязала спицами и крючком салфетки, свитера, кофты. Сейчас хотелось бы вышить картину «Ромео и Джульетта». Представьте, Ромео утром уходит от милой и они целуются на прощание. Солнце в окне. Красота такая...
- Откройте секрет, как вам удается так замечательно выглядеть на сцене, в жизни и представать всегда в абсолютно разных амплуа?
- Спасибо, если кому-то так кажется, но в жизни по-разному бывает. Дома или когда выпадает какая-то неделя отпуска, или когда бываю там, где меня в лицо никто не знает, я всегда стараюсь отдохнуть от макияжа и прически. Например, этим летом выступала на гастролях в Лос-Анджелесе. Концерты - по субботам и воскресеньям, все остальные дни свободны. И так три недели подряд. Вот там можно было забыть о косметике, лаках для волос. Это тут, если я выйду на улицу в ненадлежащем виде, то сразу услышу за спиной: «Что же эта Степова себе позволяет?» На родине артистка всегда должна выглядеть безукоризненно. Хотела быть популярной - терпи теперь.
На концертах со мной уже больше года работает профессиональный стилист Татьяна Сапонова. Она всегда старается создать образ, для оперной певицы не очень-то привычный. И я благодарна Тане за все ее поиски.
- Несмотря на плотный график выступлений, вы начали преподавать в Университете культуры.
- Да, в этом году сделала такую попытку. Преподаю вокал на кафедре бандуры и кобзарского искусства. Но, собственно говоря, это подготовка ко второй профессии. Потому что когда-то оперная карьера закончится. Именно сейчас я ощутила, что могла бы помочь кому-то научиться петь. Между прочим, научить - это одно, а помочь - совсем другое. Хотя, в принципе, певец учится петь всю жизнь. В каждом новом произведении - какие-то трудности.
- Ваша мечта как профессионала и как женщины совпадает?
- Понимаете, я Близнец по гороскопу и поэтому у меня все раздваивается. С одной стороны, счастлива, что я певица. А с другой, понимая, что не успеваю полностью наслаждаться жизнью, все чаще и чаще возвращаюсь к вопросу: ради чего мы существуем? На личную жизнь часто не хватает времени. Иногда говорю мужу: «Игорь, что же мы все время рвемся вперед, все время работа, а когда же, наконец, подумаем о себе и о том, что годы летят?» Между прочим, когда намеченный план исполнился именно к 30 годам, настал период пустоты. И я поняла, что просто не могу без мечты. Пришлось все начать заново... Вот недавно появился компакт-диск и готовится к выходу второй. Рада, что Фонд содействия развитию искусств поверил в мои силы, мой талант. Я люблю Украину и свой народ и очень рада, если могу помочь людям в это тяжелое время. Если люди приходят на мои концерты и отвлекаются, если им становится легче, я могу быть счастлива.