На стартовавшем в Венеции 72-м международном кинофестивале победу предрекают фильму Александра Сокурова "Франкофония". Как бы абсурдно ни выглядели преждевременные прогнозы, не обращающие внимания на тот факт, что сокуровский "Фауст" всего 4 года назад уже увозил главный приз фестиваля, нужно признать, что "Франкофония" с красноречиво поясняющим заголовком "Лувр под немецкой оккупацией" - самый яркий и мощный конкурсант среди 21 претендента на Золотого Льва. Так сказать, другая весовая категория, оставляющая призрачную предфестивальную надежду ожидания чуда из ниоткуда.
Чудеса случаются весьма редко, но все же. В 2000-м году здесь, в Венеции, международная ассоциация кинокритиков ФИПРЕССИ вручила свой приз фильму "Быть Джоном Малковичем", сценаристом которого и был такой вот черт из табакерки - Чарли Кауфман.
В 72-й конкурс Венеции он приглашен со своей второй режиссерской работой - полнометражной кукольной анимацией "Аномализа". По синопсису, история об опустившемся заклинателе успеха, спасенном новой музой (сыгранной, к слову, голосом Дженнифер Джейсон Ли) похожа на классическую драму о возвращении к себе. А вот в каком направлении двигается сам Кауфман - "от" или "вглубь" брендировавшего его абсурдизма, узнаем на премьере.
Успех пятилетней давности в Венеции фильма Ежи Сколимовского "Необходимое убийство" - еще одно доказательство фестивального чуда из разряда "второе дыхание классика". Тогда Сколимовский в 72 года переживал, и вполне заслуженно, очередной карьерный взлет, и своей картиной, сколь противоречивой, столь и совершенной, разделил фестиваль на противников и сторонников награды актеру Винсента Галло, тянувшему на себе весь фильм, за роль убийцы в бегах.
В новом триллере "11 минут" озаглавленное время отводится на историю жизни одного из персонажей, и, с оглядкой на хронометраж, нас ждут эдакие 7 с половиной.
Последняя картина нового президента знаменитой Болонской синематеки Марко Белоккьо "Кровь моей крови" тоже идет по следам прошлогодних венецианских наград: 2012-й презентовал довольно провальную "Спящую красавицу", но в раздачу слонов вмешалась итальянская гордость, и фильму выдали пару незначительных призов.
Так или иначе, участие "Крови..." в этом году - скорее дань национальной квоте Венецианского конкурса: из четырех итальянских номинантов на Золотого Льва Белоккьо - самый именитый.
Славу канадскому кино принес этнический армянин, влюбленный в кинематографичность снежных равнин, Атом Эгоян. После многолетней безуспешной охоты за Каннской ветвью режиссер решил сменить локацию и сегодня представляет в Венеции драму о поисках нацистской преступницы "Помни".
С неизменной миссией рассмотреть под кинолупой Израиль и его историю в конкурсе - Амос Гитаи и его версия убийства Ицхака Рабина "Рабин. Последний день".
Но если чем и удивили отборщики нынешнего фестиваля, и, возможно, это удивление будет из приятных, так это участием арт-легенды, пионера экспериментальной электронной музыки, перфомансистки и композитора, многолетней спутницы, а в последние годы и официальной супруги Лу Рида - Лори Андерсон. Где-то во вторую и третью очередь она и художник, и скульптор, и драматург, и, оказывается, - режиссер. Дебют назван по-булгаковски - "Собачье сердце", но речь в нем скорее о сердце собственном, открывающемся зрителю в калейдоскопе образов и рефлексий Андерсон, среди которых особая роль отведена любимой собаке Лолабель.
Второй раз после позапрошлогодней "Гравитации" (а ее стоит упомянуть хотя бы потому, что председательствует в жюри ее автор Альфонсо Куарон) Венецианский кинофестиваль откроется фильмом в 3D. "Эверест" Балтазара Кормакура похож на реинкарнацию жанра "горного фильма" - в новых объемных технологиях борьба человека с природой обещает если не большую драматичность, то точно новую зрелищность. Традиционно объявлены лауреаты почетных наград. Золотого Льва за карьеру получает француз Бертран Тавернье, а премия во славу кинорежиссерского искусства Jaeger-LeCoultre в этом году достается Брайану Де Пальме, для которого Венеция - в первую голову, родные берега неизменного композитора пальмовских фильмов Пино Донаджио.
Режиссер удостоен и документального эссе о жизни-творчестве во внеконкурсной программе, которая в свою очередь наполовину состоит из документалистики. Здесь и новый фильм своеобразного киносоциолога интеллектуала Фредерика Уайза о черных кварталах Нью-Йорка, и модная для последней пятилетки больших фестивалей музыкальная документалистика - на сей раз портрет Дженис Джоплин.
Здесь же и два фильма, связанных с Украиной. Один - номинально, так как его автор Сергей Лозница, но, в общем-то, тоже о "Событии" (название картины) из нашей истории - "путче" 1991 года. Другая, вторящая прошлогоднему "Майдану" Лозницы - "Зима в огне: Украинская борьба за свободу", снятая израильским подданным Евгением Афинеевским при поддержке онлайн-платформы Netflix. Этот американский сервис с огромной аудиторией в 60 млн подписчиков, дающий доступ к кино и сериалам, обещает через месяц после фестивальной премьеры выложить фильм в сеть.