Это был настоящий, давно ожидаемый праздник. Не помню, чтобы в стенах Национальной филармонии слушатели так горячо, с таким энтузиазмом принимали серьезную cимфoничecкую программу, представленную своими, киевскими, музыкантами. В первом отделении на афише стояло новое для большинства имя молодого скрипача, ученика Богодара Которовича, аспиранта Национальной Музыкальной академии Украины им. П.Чайковского Олеся Семчука. В ансамбле с заслуженным коллективом, Национальным симфоническим оркестром Украины под управлением Владимира Сиренко, он сыграл Скрипичный концерт Брамса - произведение, входящее в пятерку наиболее играемых больших концертов для скрипки классиков мирового музыкального искусства. Интерпретация такого масштабного полотна с его яркими контрастами, зажигательностью острых риммов, эффектной виртуозностью и тонким изысканным лиризмом всегда служит мерилом зрелости и мастерства музыканта. Олесь Семчук сыграл Брамса не только мастерски, но еще и по-своему: темпераментно, уверенно, вдохновенно. Он продемонстрировал прекрасные качества солиста-виртуоза, чей инструмент звучит насыщенно и полновесно.
Оркестр удачно поддерживал приподнятый эмоциональный тонус интерпретации солиста, хотя далеко не все выглядело акустически выверенным, экспрессия и темперамент не всегда уравновешивались присущим музыке Брамса идеальным чувством пластической формы. Одной из причин этого являются условия репетиционной работы, в которые поставлен ведущий симфонический коллектив Украины. Как ни странно это звучит, но оркестр не имеет своего репетиционного помещения, как нет у него и собственного концертного зала. Перегруженный повседневной работой Колонный зал филармонии им. Н.Лысенко - на сегодняшний день самый престижный в столице - не часто предоставляет возможность выступить в его стенах Национальному симфоническому. К тому же в самом зале проводится только одна, генеральная, репетиция перед концертом, в течение которой просто не остается времени тщательно выверить акустический баланс и отработать детали.
Концерт Брамса, открывший вечер, стал прелюдией к главному его событию - началу задуманного нынешним руководителем оркестра Владимиром Сиренко цикла «Все симфонии Малера», на полную реализацию которого отводится два года. Дата открытия цикла выбрана не случайно. Ровно 110 лет назад в Будапеште под управлением автора впервые была представлена публике Первая симфония Густава Малера. Это было знаменательное превращение выдающегося австрийского дирижера в композитора, которого вскоре причислят к новаторам-будителям, к немногим мировым музыкальным гениям. А 90 лет назад, в декабре 1909-го, автор продирижирует своей Первой симфонией в последний раз. Произойдет это в Нью-Йорке, куда Малер был приглашен возглавить оркестр Нью-Йоркской филармонии. Наконец, еще одно памятное событие - столетие выхода в свет первого издания симфонии.
С этих пор симфонии Малера считаются пробным камнем для каждого оркестрового коллектива и самым серьезным испытанием таланта дирижера, берущегося их исполнять. Каждая из девяти симфоний Мастера таит особые трудности, ибо открывает целый мир возвышенных и низменных, причудливых и экстатически приподнятых, трагически изломанных и пронизанных высшим религиозным восторгом образов. Каждая из его страстных симфонических исповедей подобна большому роману с переплетением судеб, наложением и столкновением сюжетных линий, сочетанием небывалого эпического размаха и проникновения в тайны душевных переживаний. А если дирижер и оркестр дерзают объявить малеровский цикл, значит, они хорошо осознают, творческий проект какой сложности и степени ответственности берутся осуществить.
Известно, какие смутные времена еще недавно переживал ведущий симфонический коллектив Украины. Из бесплодных разбирательств внутри коллектива, битв с дирижерами и музыкальными начальниками оркестр вышел с большими потерями качества, во многом утратив прежний высокий авторитет в среде музыкантов и слушателей. Долго ожидаемое назначение молодого энергичного руководителя наконец состоялось. Владимир Сиренко выбрал единственно верный путь «лечения» хронических болезней. Сплотить коллектив, поднять его мастерство и самоуважение возможно лишь на основе совместного творчества.
Внушающим надежды творческим свершением стала талантливая интерпретация Первой симфонии Малера. Оркестр предстал в ней единым многоликим организмом. Небывалый эмоциональный подъем рождало совместное музицирование, сотворение Музыки, способной потрясти, захватить, ошеломить. В сложных малеровских партитурах каждый музыкант, каждая oркecтровaя группа, сливаясь в единый ансамбль, должны быть готовы выступить вперед функции солиста. Это касается и таких инструментов, которые, как правило, составляют лишь фундамент мощного оркестрового звучания. В Первой Малера можно услышать, как ведут свой самостоятельный голос труба, контрабас. Малер использует оркестр расширенного состава, с включением всех видовых инструментов со своими характерными тембрами. Даже зрительно стал ясен масштаб малеровского оркестра, для которого оказалась тесноватой сцена Колонного зала им. Лысенко. А что же нас ждет, когда наступит время сыграть Восьмую, названную симфонией тысячи участников?
Хочется верить, что столь успешно начатый малеровский цикл Владимира Сиренко и в дальнейшем не принесет разочарований. Верится и в то, что Сиренко удастся возродить и обновить те прекрасные традиции, с которыми связана история Национального симфонического. Но, к сожалению, пока остаются нерешенными болезненные вопросы собственного репетиционного помещения, а также нового, достойного европейской столицы концертного зала. При наблюдающейся интенсификации концертной жизни Киева без этого на пути осуществления проектов, подобных малеровскому, будут постоянно возникать препятствия отнюдь не творческого характера.