Лазурный берег, темный лес…

22 мая, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск № 18, 22 мая-29 мая 2015г.
Отправить
Отправить

Каннский международный кинофестиваль порадовал - как кинооткровениями от мастеров, так и откровенными провалами от таких же мастеров. Внимание кинопрессы привлек "Кэрол" Тодда Хейнса с Кейт Бланшетт и Руни Марой в главных ролях. В целом получилась частная ретро-история, временами достигающая напряжения высокой трагедии.

Лазурный берег, темный лес…

Каннский международный кинофестиваль порадовал - как кинооткровениями от мастеров, так и откровенными провалами от таких же мастеров.

Внимание кинопрессы привлек "Кэрол" Тодда Хейнса с Кейт Бланшетт и Руни Марой в главных ролях.

В целом получилась частная ретро-история, временами достигающая напряжения высокой трагедии.

"Сын Саула" - пока что самый радикальный фильм нынешних Канн. И здесь уже трагедия не спрятана во внутренний мир героев. Она - вокруг. Венгр Ласло Немеш, для которого "Сын Саула" - первый полнометражный фильм, находит новый и довольно неожиданный ракурс в изображении Холокоста. Его герой, узник Освенцима, работает в зондеркоманде. Однажды среди мертвых он находит тело мальчика, которого принимает за сына. Саул пытается украсть труп, чтобы достойно похоронить. Мы так и не узнаем, реальный это сын или воображаемый. Поскольку герою все время напоминают, что сыновей у него нет.

С первого и до последнего кадра режиссер максимально сосредоточивает внимание только на Сауле. Камера следит исключительно за главным героем. Параллельно позволяет нам видеть и страшный фон событий: обнаженные тела, горы пепла. Но они немного размыты. Камера ведет Саула по всем лабиринтам его сумасшедшего пути.

Главную и, в сущности, единственную роль в картине играет нью-йоркский поэт Геца Рориг.

Это как раз тот фильм, который нужно не посмотреть, а пережить. (Пожалуй, единственный в конкурсе этого года).

Однако именно "пережить" историю героев заставляет и японская лента "Наша маленькая сестренка". На первый взгляд - непритязательное кино, которое предложил Хирокадзу Корэ-Эда. Режиссер демонстрирует простую жизнь, в которой несчастные и одинокие учатся быть счастливыми.

Они ищут гармонию даже там, где ее быть не может. Корэ-Эда снял филигранное кино без чрезмерного пафоса и истерик. Фильм чистый и ясный и вместе с тем - изысканный и тонкий.

В семейном кругу остается и настоящий любимчик Канн - режиссер Нанни Моретти. Для него даже сделали исключение: лента "Моя мать" уже вышла в итальянский прокат (а это противоречит строгим фестивальным правилам).

Моретти снял ироничную трагикомедию о неизбежности смерти и о продолжении жизни. Он остается в пределах тем "Комнаты сына". Но в этот раз из фильма Моретти исчезают и тот нерв, и те сложные смыслы, которые сделали "Комнату сына" шедевром.

В новой работе режиссер в большей степени автобиографичен. Вот только режиссером является женщина (Маргерита Бай). Себе Моретти отвел роль брата.

У режиссера умирает мать, съемки в разгаре, американская звезда (Джон Туртурро) привередничает и лжет. И так без конца.

Хорошее, качественное кино. Ему бы немного иронии, мастером которой всегда считался Моретти.

Однако иронии и сарказма не занимать Йоргасу Лантимосу. Его "Лобстер" - первый англоязычный проект греческого режиссера. Жанр можно определить как антиутопия абсурда. Лантимос и в предыдущих проектах занимался преимущественно сатирой. Его понимание человеческих отношений максимально далеко от пасторального.

В новом фильме людям запрещено… быть одинокими.

Одиноких по тем или иным причинам отправляют в отель, где за 45 дней они должны найти себе пару. Тех, кому это не удалось, превращают в животных (животных можно выбрать самому, потому герой Колина Фаррела выбирает лобстера) и выпускают в лес. А в лесу - другое общество. Одинокие, бегущие от диктатуры, создали здесь собственную диктатуру...

Персонаж, которого сыграл Колин Фаррел, убегает из отеля в лес - и влюбляется в героиню Рейчел Вайс, вопреки категорическому запрету.

Жестокая сатира превращается в не менее жестокую мелодраму.

Еще один конкурсный фильм, "Сказка сказок" Маттео Гарроне, может удивлять и умилять. Некоторые пытались назвать его самым диким фильмом фестиваля, однако дикости ему как раз и не хватает. Хватает потрясающей работы оператора и художника. Поставленный по сказкам Джамбаттиста Базиле (чьими сюжетами воспользовались и братья Гримм, и Шарль Перро), он выдает замечательную осведомленность и режиссера, и художника с классической итальянской живописью. Именно в ней, а не в страшных и морализаторских сказках, черпал вдохновение Гарроне.

От трех сказок, так и не сумевших стать единым целым, отдает чем-то фейковым. Вроде и хорошее кино, и ирония его спасает от неудачи, но за внешним блеском - пусто. Эдакая "Игра престолов" в фестивальном варианте.

Так же из трех новелл состоит фильм "Горы могут отступить" Цзя Чжанке. Режиссер помещает героев в разные времена: 1999-й, наши дни, 2025-й.

Привычная для режиссера форма не срабатывает, а фильм остается лишь скучным морализаторством.

Разочаровал еще один фаворит, обладатель "Золотой пальмовой ветви" - Гас Ван Сент. Его "Море деревьев" освистали на просмотре. И было за что…

После победного "Слона", дискуссионных "Последних дней" и "Параноид-парка" Ван Сент привез в Канны слезоточивое кино, которое при этом даже с такой простой задачей не весьма справляется. Действия героев, скорее, вызывают непонимание и удивление, чем сочувствие. Тема встречи со смертью, разрабатываемая Ван Сентом и ранее, в этом году превращается в фарс. Ученый (Меттью Макконахи) после гибели жены (Наоми Уоттс) отправляется в Японию, чтобы покончить с жизнью в специальном месте - в лесу самоубийц.

Звучит интересно, но наблюдать за тем, как это на экране воплощает Ван Сент, - значит пережить интеллектуальную пытку. Странным образом Ван Сент теряет даже свой неоспоримый, вопреки всей дискуссионности его картин, визуальный талант.

Недалеко ушла от него и французская картина "Маргарита и Жульен" Валери Донзелли. В рейтинге их разделяют лишь три десятых балла (но титулованному Ван Сенту удалось переплюнуть даже режиссера, на которую и так никто особых надежд не возлагал).

Странный пересказ истории, происходившей в 1603 г., когда король Генрих IV казнил брата и сестру, зачавших ребенка от большой любви к ближнему.

Единственное, что есть интересного в фильме, - так это его существование вне времени. Невозможно определить, когда именно происходят события, что делает реальную трагедию XVII в. больше похожей на сказку.

Related video

Иначе картину можно было бы назвать полным провалом.

А так полным провалом стал фильм Гаса Ван Сента. В итоге, если говорить о конкурсе в целом, то вторая по значению программа - "Особый взгляд" - пока порадовала больше…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК