На этой неделе "Мистецький Арсенал" совместно со Львовской национальной галереей искусств определял победителя премии им. Бориса Возницкого (это Татьяна Сабодаш) - за весомый личный вклад в развитие музейного дела. Собственно, о музейных делах - в интервью с директором Львовской галереи искусств Ларисой Возницкой. Как уже заметили читатели, сегодня в Украине, особенно в Киеве, прокатилась новая волна музейных скандалов, страстей. Как уберечь наши лучшие достояния? Как используются современные технологии в реставрационной сфере? Какова судьба легендарных замков на Западе Украины? Об этом и не только Лариса Борисовна говорила искренне, откровенно, подчас с нескрываемой болью...
- Как удается в условиях войны, экономических трудностей не то чтобы содержать, а хотя бы поддерживать такой крупный музейный комплекс, как ваша галерея искусств?
- Самым тяжелым для нас был последний год. Слава Богу, что зима выдалась теплой. Как всегда, установили лимит на отопление. Сложно было в Золочевском и Олесском замках, где большие площади.Волновались за крыши монастыря капуцинов на территории Олесского замка, где находятся наши фондохранилища. Добились, чтобы там была выполнена сметная документация, но средства за эти работы не поступили. Их должно было выделить государство. Крышам необходима незамедлительная реставрация, с каждым годом их состояние ухудшается. На
2013-й это было 6 млн. Сколько эти работы будут стоить теперь - даже трудно представить...
Специалисты львовской "Укрзападпроектреставрации" взялись возобновлять проектную документацию на монастырь в Олесске. Но ведь у меня уже несколько лет лежит старая. Ее можно было бы использовать, внеся изменения. И я, когда узнала об этом, сказала, что не допущу проектантов в помещение. Сколько уже можно плодить этой документации?
Чрезвычайно важно для Львова провести реставрационные работы Музея сакральной барочной скульптуры Иоганна Георга Пинзеля. Там протекает крыша. Под угрозой повреждения - фрески XVIII в. живописца Станислава Строинского... Но меня вызвали во Львовскую ОГА и обвинили, что я "торможу" работы. В результате, новая документация, как и старая, лежит нынче на полке!
Теперь проектантам придется делать перерасчет средств, так как цены на строительные материалы и работы изменились. Думаю, они вырастут вдвое. В 2012 г. из-за проблем с помещением значительную часть скульптур забрали в главное помещение галереи на ул. Стефаника, 3. Но им там тесно.
Что касается музея Пинзеля, то 18 мая, в День музеев, там открываем интересную выставку "От Пристера до Пинзеля". Это два величайших скульптора, работавших в Галичине.
После того, как скульптуры Пинзеля побывали в Париже на выставке в 2012 г., зарубежные музейщики стали активно просить наши экспонаты для выставок. Произведения Иоганна Георга Пинзеля хотели бы увидеть японцы, австрийцы... Но мы с большой осторожностью относимся к таким перевозкам. Очень уж хрупкие эти скульптуры. Для них каждое изменение режима температуры и влажности опасно. Поэтому для нас важно отремонтировать музей Пинзеля и дать возможность туристам из разных стран видеть эти произведения.
Кроме скульптур Пинзеля, популярны и другие произведения из нашей галереи. Например, Жоржа де Латура. Из бывших стран СНГ только в Украине есть его единственное произведение - картина "У ростовщика". В целом, в мире сохранилось около 50 произведений этого художника. Первым, кто вывез его во Францию на выставку, был Борис Григорьевич Возницкий. Теперь, как только в некоторые страны организовывают выставку этого живописца, всегда просят нашу картину.
- А как эта картина попала к нам?
- Наполеоновский офицер после войны женился на жительнице Львова и привез сюда эту картину.
- Лариса Борисовна, сегодня украинские музейщики пытаются активно презентовать сокровища, находившиеся длительное время в "запасниках" - по разным причинам. В том числе и по политическим. Например, возник резонанс в Киеве из-за выставки в Национальном музее - "Спецфонд"...
Да, у нас необычайно много ценных экспонатов, материалов, которые увидят посетители. Например, будем открывать наши подвальные помещения. В частности, в Олеско, в монастыре капуцинов, еще Борис Григорьевич Возницкий сделал экспозицию старинных надгробий. Он собирал их в обломках и, как пазлы, складывал.
Какое-то время эта экспозиция была закрыта, поскольку у нас не было средств на ремонт помещений. Теперь - частично за собственные, частично за спонсорские средства - там сделали ремонт. Польза от открытия новой экспозиции еще и в том, что она позволит разгрузить экспозиционные залы замка от наплыва туристов. Ведь если залы перегружены посетителями, от этого страдают сами экспонаты.
Смогут принять посетителей и подвальные помещения Золочевского замка. Их особенность в том, что стены выполнены из камня. Нам удалось нанять реставраторов, сумевших отчистить их от строительных растворов. Теперь они выглядят замечательно. Пока что не определились, какие экспонаты там будем демонстрировать. Вариантов несколько. Во-первых, есть дивная коллекция керосиновых ламп. Во-вторых, такая же коллекция кафеля. В свое время Борис Григорьевич видел, как во время ремонта домов люди выбрасывали на мусор старые печи. И поручил музейным работникам собирать их. Это уникальные печи периода модерна и сецессии.
Еще в наших хранилищах находятся старинные орнаментированные порталы с орнаментами. Их тоже когда-то выбрасывали из домов, даже на площади Рынок во Львове. Борис Григорьевич собирал их и свозил на хранение в музей. Начал формировать выставку. Теперь мы завершаем эту работу.
- Какова ситуация с реставрацией дворца в Подгорцах? Хоть что-то сдвинулось с места в теме, о которой так много говорили?
- Без государственной помощи там ничего не выйдет. Необходимы крупные средства. Силами коллектива картинной галереи пытаемся поддерживать замок, дабы уберечь его от дальнейших разрушений. Преимущество этого дворца в том, что в свое время удалось перекрыть крышу.
Начаты работы по восстановлению уникального ландшафтного парка вокруг дворца. В этих вопросах сотрудничаем с кафедрой ландшафтной архитектуры "Львовской политехники", в частности с профессором Орестой Ремешило-Рыбчинской. Недавно мы нашли редкие фотографии этого парка. Самая большая сложность его восстановления - устройство дренажных работ.
- А относительно украинских замков... Помните полемику по поводу возможности и желания брать их в концессию?
- Ничего. Кто бы их ни взял, он не сможет привести их в порядок. Примером могут быть Свиржский замок и замок в Старом селе, переданные
властью в концессию. Единственное, что могу сказать, - нынче ситуация там намного хуже, чем была раньше. Я считаю, что сейчас Украина еще не может передавать замки частным лицам - в аренду или концессию, не важно. Что они там будут делать? Организуют торговлю или, возможно, еще что-нибудь.
Замки, которые могли бы приносить государству миллионные прибыли, разрушаются на глазах. Взять хотя бы Поморянский замок - неподалеку от Золочева. По легенде, его соорудили казаки из отрядов Максима Кривоноса и полковника Морозенко. Теперь он полностью заброшен, и с каждым годом его состояние ухудшается. Уже падают стены.
Еще Борис Григорьевич хотел включить его в состав галереи. Но именно тогда он взял Подгорецкий замок и понимал, что еще один замок не потянет. Чуть ранее замку в Поморянах взялось помогать казацкое сообщество. Они очистили территорию, наладили ее охрану. В свой последний день жизни Борис Григорьевич, собственно, ехал в этот замок. Его позвали туда казаки, хотели посоветоваться с ним по каким-то вопросам.
Обнадеживает, что теперь появилась молодежь, взявшаяся помогать замку. На собранные ею средства строители укрепили стропила крыши, которая вот-вот могла упасть. В замках, переданных в концессию, ничего не делается, нужны колоссальные средства.
Но средств не хватает. Самый острый вопрос главного корпуса галереи - реставрация фасада. Как еще писал Борис Григорьевич, ужаснее фасада, чем в нашей галерее, во Львове нет. Дом старый, давно не ремонтировался. Это - памятник архитектуры, переданный
100 лет назад под нужды городской картинной галереи. В настоящее время здание нуждается в капитальном ремонте. Третий год подряд вносим его в очередь на проведение реставрации, но средств у государства нет. В прошлом году мы уже хотели начать реставрацию фасадов за собственные заработанные средства. Но возникла проблема с финансированием охраны комплекса галереи со стороны государства. Пришлось использовать этот резерв. Думаю, в нынешнем году мы все же решим наболевшую проблему.
- Сегодня многие музейщики сознательно ориентируются на европейский опыт в музейных делах. Что, на ваш взгляд, действительно следует позаимствовать за границей?
- Наши музеи, фактически, ничем не отличаются от зарубежных. Они даже богаче и интереснее, каждый экспонат нуждается в реставрационном надзоре, охране, стабильном режиме температуры и влажности. Единственное - в западных странах музеи получают больше внимания со стороны государства и общества. У нас же не хватает средств на содержание музеев, издание каталогов, книг, сборников и т.п.
Наши музейщики - квалифицированные специалисты. Об этом свидетельствует хотя бы то, что их приглашают читать лекции. Но мы сами не в состоянии оплатить им поездки за границу, в то время как их специалисты приезжают к нам. Все упирается в средства. И особенно - реставрация памятников.
- О проблемах реставрационной сферы... Хоть что-нибудь изменилось к лучшему? В частности, в плане овладения современными технологиями реставрации?
- Современные технологии необходимы для более современных сооружений. Если реставрируем памятники архитектуры, то здесь, наоборот, следует придерживаться старых норм и использовать те строительные материалы, которые использовались на объектах во время сооружения. Жаль, но за последние годы львовская школа реставрации монументальных сооружений значительно сдала. Квалифицированные специалисты выезжают за границу, где зарабатывают намного больше.
Это действительно так. В нашем музее работает мощный отдел реставрации. Прежде чем произведение будет представлено на выставке, оно проходит через этот отдел, даже если экспонат не нуждается в реставрационном вмешательстве. Произведение исследуют искусствоведы. Сегодня из музейных запасников поднято множество произведений. Поэтому следует не просто увеличить расходы на эту сферу культуры, но и продолжать строить новую реставрационную инфраструктуру. Каждая власть в Украине на словах поддерживает нас, но этого недостаточно.
Украине нужно не только расширить подготовку новых реставраторов, но и учить их современным методам работы. Для этого следует чаще посылать их за границу. Кроме того, реставраторам надо хорошо платить. Сейчас их заработная плата крайне низкая. Речь идет о реставраторах не только картин, музейных экспонатов, но и архитектурных памятников. В этой сфере сейчас нередко работают люди, у которых нет ни знаний, ни практических навыков. Больно, когда видишь, как львовские фасады восстанавливают цементным раствором, что недопустимо.
- Относительно недавно городской голова Львова выразил мнение, что ради сохранения скульптур и обрамлений на памятниках архитектуры их следовало бы заменить на копии. Вы тоже так считаете?
- Такая практика действительно существует во многих странах. В условиях нынешней агрессивной окружающей среды, кислотных дождей, что бы мы ни делали, не сможем уберечь декор и каменную скульптуру от разрушений. Единственный выход - снимать оригиналы и размещать их в музеях, а на их место устанавливать копии. Сейчас есть современные материалы, которые ничем не будут отличаться от оригиналов. Правда, на это средств у города нет, но и смотреть, как они с каждым днем разрушаются, тоже больно.
- Лариса Борисовна, скоро в Украине откроется очередной туристический сезон. Говорят, из-за конфликта на Востоке Украины резко сократилось количество туристов. Какие у вас ожидания на этот сезон, ведь для многих Львов - туристическая Мекка?
- Туристы есть, но их действительно стало меньше. Это связано с нынешней ситуацией в Украине. Раньше многие люди приезжали из Беларуси, Польши, России, Германии, но, думаю, ситуация изменится. Люди не могут не путешествовать. Больше всего им нравятся наши замки. Фактически, за счет этих посетителей мы содержим галерею искусств - колоссальный комплекс из
17 объектов, который носит имя Бориса Возницкого.
- Несколько лет назад возникла идея передать известные батальные картины Мартино Альтамонте в Жолквовский костел. Эти работы, как известно, собственность галереи искусств. Какие сдвиги в этом направлении?
- Возницкий считал, что батальные картины художника Мартино Альтамонте "Битва под Веной" и "Битва под Парканами", которые он в свое время спас от полного уничтожения, должны быть там, где они размещены сейчас, - в Золочевском и Олесском замках. Польская сторона предлагает перенести их в действующий костел св. Лаврентия в
г. Жолкве.
Еще во время встречи с польским министром культуры во Львове два года назад бывший вице-премьер-министр Украины К.Грищенко заявил, что украинская власть может вернуть их в собор св. Лаврентия, но при условии, что это сооружение не будет действующим костелом. Если там создадут музейное учреждение. Наконец, так это принято в Европе. Думаю, мы тоже согласились бы с этой позицией. В настоящее время при Министерстве культуры создана комиссия, изучающая состояние названных экспонатов. Члены комиссии пришли к единогласному мнению, что с ними в замках все хорошо.
Как директор Львовской национальной галереи искусств им. Б.Возницкого, у меня нет ни прав, ни полномочий отчуждать или санкционировать какие-либо перемещения экспонатов галереи без соответствующего приказа на то собственника, Министерства культуры Украины. Если это будет приказ министра или правительства, мне как директору не останется ничего иного, как его исполнить. Или же подать заявление на увольнение.