Искусство импровизации - наивысшая степень мастерства. Рождающееся спонтанно, экспромтом задевает тончайшие струны восприятия. Потому как незапрограммированное, нерегламентированное творчество по своей сути и является началом начал. Нет надобности говорить о гениальном, многовековом фольклорном пласте, в основе которого лежит импровизационность и вариантность.
В профессиональной традиции нашего века искусство импровизации подарило миру джаз - ослепительный взрыв в музыкальном мире, перевернувший традиционное мышление. Сложно представить, что когда-то бытовое уличное музицирование североамериканских негров породило целое направление, занявшее важное место в культурном наследии среди прочих.
Джаз с поразительной быстротой овладевал умами и сердцами музыкантов. Сейчас буквально каждая национальная культура имеет своих выдающихся джазменов, не лишая их права оставаться космополитами. Известны уже различные школы и традиции, стилевые ориентации, направления и жанры, коих великое множество. Сложнейшие пути эволюции, приведшие за достаточно короткие сроки к чрезвычайному разнообразию в мире джаза. Дальнейшее усложнение и переход в сферу элитарного искусства, в то же время не теряя демократичности. Пожалуй, никакое другое явление не может сравниться с джазом по феноменальности, в этой связи у него нет аналогов.
Интерпретация, переосмысление, прочтение - их границы рушатся перед творчеством, рождающимся непосредственно на концертных подмостках. Казалось бы, нет ничего проще освободиться от выдуманных ограничений. И все же джаз остается уделом избранных. Джазмен - это не просто профессия, а стиль жизни, способ существования.
Реалии сегодняшнего дня предоставляют нам новейшие эксперименты джазовой музыки: freejazz, спонтанное музицирование, импровизационный авангард - все эти понятия определяют особое, не похожее ни на что явление современного джаза. Но суть не в этом. Важно, что эта музыка рождается на глазах зрителей без каких-либо начальных организующих моментов. Имеется в виду отсутствие стандартов, квадратов, тем, - всего того, чем оперирует классический джаз. Нет смысла также говорить о каком-либо определенном наборе средств. Музыканты предоставлены сами себе, и уж ни в коем случае ничем не ограничены. А ведь если разобраться, - это грозит хаосом и полнейшей какофонией. Но в том-то весь и секрет мастерства, когда при такой свободе уметь сотворить интересные и увлекающие композиции. Это мастерство ансамблевой игры, когда чувство «локтя» сближает музыкантов, переводя их общение на сакральный уровень, уровень духовного единства.
Наверняка всем известна знаменитая ленинградская команда «Три О» во главе с неизменным своим лидером Сергеем Летовым. В Киеве тоже есть такие музыканты. Имена Сергея Хмелева, Александра Нестерова, Владимира Соляника не нуждаются в рекламе. Они давно уже стали патриархами киевского джазклуба. Совместное творчество этих музыкантов начиналось много лет назад, еще в советское время, как альтернатива существующей конъюнктуре. В начале это было эпатирующее искусство, нарочито ломающее привычные представления о музыке, так называемый anderground весьма актуальный бунтарской музыкантской среде тех лет.
Недавно музыканты записали новый диск под названием «Comunications», пригласив для участия в этом проекте известного английского саксофониста Джорджа Хаслама. Вот такой интересный квартет в составе: Джордж Хаслам - духовые инструменты, Александр Нестеров - миди-гитара, Владимир Соляник - электропианино, Сергей Хмелев - ударные инструменты, перкуссия. Концерт прошел 11 мая в Доме актера на Ярославовом валу.
Импровизация «настигла» всех врасплох. Музыканты начали в составе трио, потому как Сергей Хмелев задержался на концерте в оперном театре, где он, собственно, работает. Это своеобразное предисловие оформилось в значительную по времени композицию.
Почему-то, когда речь идет о джазе, у многих срабатывает стереотип, вызывающий ассоциации с легкой, «не напрягающей» музыкой, в то время, когда искусство джазовой импровизации давно уже ушло далеко вперед в своем развитии. Конечно, нужно быть достаточно подготовленным слушателем, чтобы «высидеть» такие концерты, тем более, что обычно их начало - это своеобразная «раскачка», иногда тормозящая сам процесс. Однако, он вскоре развертывается с прогрессирующим нарастанием, движется к своим кульминационным моментам, как правило, - заключительным. Появление Сергея Хмелева несколько взбудоражило как зрителей, так и самих музыкантов. Буквально ворвавшись на сцену, он тотчас принялся за свои инструменты - большие и маленькие. Знающие его изобретательность хорошо себе представляют ее степень. Постепенно концерт начал приобретать черты настоящего действа, ритуала. На сцене зазвучали все инструменты. Зазвучал воздух в зале, в воображении начали возникать картины шаманских заклинаний и магических растанцовываний. Музыканты, войдя в творческий экстаз, незаметно и независимо от себя, явили собой возрождение первобытного духа, присущего и современному человеку. Это состояние, сохраненное нашей генетической памятью, время от времени овладевает нами. Наверное, это и есть единение с природой, когда ощущаешь себя частью большого целого и начинаешь вращаться в общем круговороте - в мире звуковых вибраций и резонансов.
Выступление музыкантов таким образом плавно смодулировало в настоящий seition, разомкнулись традиционные границы, нивелировались существующие дистанции.
«Кто ты есть? Этот вопрос был и будет всегда актуальным. А для музыканта-импровизатора - это интереснейшее и одновременно рискованнейшее приключение», - эти слова Александра Нестерова высказывают позицию музыкантов и раскрывают саму идею импровизации.