Кроны украинского сада. Елена Яблонская. Эскиз в сумраке эпох

Поделиться
В августе будет отмечать свой юбилей — 90-летие — Елена Ниловна Яблонская, известный живописец, график, родная сестра прославленной Татьяны Яблонской...

В августе будет отмечать свой юбилей — 90-летие — Елена Ниловна Яблонская, известный живописец, график, родная сестра прославленной Татьяны Яблонской. По этому поводу планируется выставка работ Елены Ниловны — в одном из самых престижных залов страны. А актив у мастера весомый, начиная с послевоенных лет, когда большой резонанс получила ее работа «Відбудова домни» (1945 г.). Уже потом появились «У рідному гайочку» (1964), «Серпень» (1967), «Квітень» (1970), «Літо» (1971)… Много лет с увлечением иллюстрировала детскую литературу. Правда, в последнее время врачи строго запретили художнице работать — здоровье не то…

Семья Яблонских — особое созвездие в духовно-художественной жизни Украины. Привил любовь к прекрасному с помощью красок и кистей еще отец семейства — Нил Александрович. Он стал для детей первым и главным учителем. Так что стоит начать с детства...

Детские годы Елены Ниловны Яблонской прошли в Одессе, у моря. Их дом был похож на мини-школу искусств, директором которой был отец. Каждое утро он звал: «Дети, идите рисовать!», и Елена, Дмитрий и Татьяна все бросали и бежали домой. Нил Александрович воспитывал в детях не только любовь к прекрасному, но и его ощущение, восприятие, осмысление.

В домашней мастерской дети рисовали натюрморты, природу, друг друга. Елена Ниловна говорит, что отец советовал сначала притрусить бумагу грязными руками, чтобы создать пространство, а потом с помощью угля и ластика «вытягивать» рисунок из бумаги. Нил Александрович объяснял «не так, как учили в школе»: поставить два карандаша, измерить угол, сделать акцент на игре света и тени. Он учил не «изображать» на бумаге рисунок, а переносить его со стола на бумагу.

«Если ты рисуешь свеклу, то она должна быть свежей, сочной, чтобы, глядя на рисунок, можно было ощутить ее вкус», — объяснял отец. А когда рисовали самовар, то отец бывало подойдет к рисунку, посмотрит внимательно, а потом скажет: «Что это ты так плохо прикрепила ручку, она же сейчас отпадет. А ну быстрее переделывай, чтобы было видно, из чего он сделан».

В школе, где учились младшие Яблонские, была галерея отличников — портреты детей, учившихся успешнее других. Рисовали Елена, Татьяна, Дмитрий, после чего выбирали лучшую работу, которая и попадала в школьную галерею.

— Припоминаю один случай: в школе мы с сестрой рисовали портреты «ударников» учебы. Отец мне и говорит: «Ну что за нос ты нарисовала? Там же совсем другой нос, потому что другой характер». И тогда я начала лепить нос, тренироваться, чтобы вышел именно тот характерный нос»

Когда семья попала в Каменец-Подольский, они часто ходили по городу, запоминая здания, церкви, зарисовывали в памяти разные детали и, вернувшись домой, переносили увиденное на холст. Потом снова шли, проверяли ошибки, неточности... и так до тех пор, пока не отображали сооружение достоверно.

Уже в старшем возрасте Елена Ниловна столкнулась с непониманием, в определенной степени — неприятием своего творчества. Дипломная работа Яблонской в Киевском художественном институте называлась «Купання дітей в Дніпрі». Елена Ниловна потратила много сил на эту работу. Рисовала детей, плескавшихся в воде и радовавшихся солнечному дню. Когда она принесла сдавать картину, услышала: «Так не бывает! Нет «простых детей», есть пионеры и за ними должен присматривать вожатый». Елена Ниловна переделала картину, но какая-то грустная она вышла — не свободная, не веселая... За работу получила четверку.

Только закончила институт, как началась война. На три года семья покинула столицу.

Вернувшись в Киев, Елена снова окунается в живопись — едет с группой художников на Донбасс, где как раз восстанавливали домну. Гудели машины, валил дым, повсюду грязь, пепел. Проезжая по разрушенному Донбассу, Яблонская жадно высматривала хотя бы «кусочек» чего-то радостного, выискивала надежду. Но все было темным, серым и хмурым. Она искала желанную радость и таки нашла место, где уже реставрировали домну и молодые девушки в белых платочках о чем-то беседовали друг с другом, шутили, смеялись.

Елена начала делать первые зарисовки. Их заметил руководитель группы и посоветовал написать картину. Та работа называлась «Відбудова домни» и была представлена в Москве на первой послевоенной выставке. «Все картины на той выставке были такие хмурые и серые, — делится воспоминаниями Елена Ниловна, — что моя сразу же бросалась в глаза — светлая, веселая, преисполненная радости и тепла». Как сказал знаменитый Пластов: «Все мертвецов тянут, а у Яблонской — радость, оптимизм».

За картину Елена Ниловна даже получила денежную премию. После «Відбудова домни» темой работ художницы стала радость — радость тепла, света, познания, любви...

Со слов Елены Ниловны, ее муж, живописец Евгений Волобуев, тоже видел красоту в окружающей жизни. Он мог остановиться над лужей, возле старого сарая, по которому пробегала кошка. Писал то, что нравилось ему, то, что находило отклик в его душе. Евгений Всеволодович считал, что объективной красоты не существует, есть только красота в душе художника, красота, которую он стремится донести до людей.

* * *

«Звістка про нагороду» — картина, изменившая жизнь художницы. Это была тоже радостная картина: парень на мотоцикле приехал на поле, где выращивают свеклу, размахивает газетой с известием о награждении девушек за самый большой урожай. Девушки бегут ему навстречу. Солнечные лучи поблескивают на платочках, поле, свекле. И снова Елене Ниловне говорят: «Картина «неправильная». Художница написала так, как «нужно»: приезжает черная «Волга», из нее выходит бригадир, председатель колхоза, в черных костюмах, галстуках, жмут девушкам руку и поздравляют. Но картина вышла слишком презентабельная и невеселая. Единственной радостью было солнышко на платочках и свекле. Евгений Всеволодович, увидев работу, заметил, что «она вся блестит, а так не должно быть», взял и приглушил все эти лучики...

После этого случая муж сказал: «Лучше иллюстрируй книги, у тебя это хорошо получается».

Яблонская стала создавать рисунки к книгам в издательстве «Радуга». Хотела дать детям радость, тем более что свои подрастали, в книгах изображены и сын Женя, и дочь Наталка, и дочь сестры, Оля.

Двадцать лет Елена Ниловна иллюстрировала книги. На ее работах выросло несколько поколений детей. Ее рисунки оригинально скомпонованы, очень понятны детям. Параллельно Елена Ниловна вела педагогическую деятельность — учила графиков и скульпторов.

С начала 1970-х Елена Ниловна Яблонская снова начинает писать, посвятив себя станковой живописи. Ее изобразительный талант, не до конца раскрывшийся в иллюстрациях, будто вырывается на свободу. Картины появляются на многих выставках, попадают в художественные музеи страны, частные коллекции.

Постепенно у Яблонской складывается свое видение пейзажного жанра. От панорамных картин она все больше склоняется к изображению локальных уголков природы. Эти ее работы очень интимны.

В произведениях последних лет обычно сочный, насыщенный цвет палитры Яблонской приобретает нежность и легкость. И кажется, что Елена Ниловна проникает в саму душу природы — поскольку эту душу она ощущает как никто другой.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме