В продолжение «Театральных сезонов Stoletov» в Киеве прошли гастроли Грузинского государственного академического театра им. Шота Руставели. На сцене Национального театра им. Ивана Франко 6 апреля был показан «Гамлет» Уильяма Шекспира, а 8 апреля — «Стикс», музыкальная мистерия, основанная на сочинении композитора Гии Канчели.
Роберт Стуруа принадлежит к такому виду художников, творчество которого, сохраняя при этом национальную самобытность, желанно и понятно в любом уголке Земли. Феномен Стуруа в том и заключается, что он, работая и в театрах Латинской Америки, и на туманном Альбионе, всегда остается сыном своего народа. Единственное, в чем он идет на уступки, это в работе с актерами: чтобы не ломать сложившуюся школу, он просто дает им возможность быть самими собой, но уже в других обстоятельствах.
С Украиной, в частности, с Киевом, Роберта Стуруа связывает многое: родственные связи (его тетка во время Великой Отечественной войны вышла замуж за дирижера Национальной оперы), друзья и совместное творчество (в 2003 году по приглашению Богдана Ступки он поставил «Царя Эдипа» в театре имени Франко). Недавно режиссер поставил в Большом театре оперу Петра Чайковкого «Мазепа» и в интервью московскому журналисту сказал: «Я очень люблю Украину… На мой взгляд, она больше пострадала при советской власти, чем Грузия. Грузия все-таки сумела сохранить свою самобытность».
«Гамлет», которого увидели украинские зрители, в корне отличается от других постановок классической пьесы, осуществленных Робертом Стуруа. В 2001 году театр Шота Руставели показывал «Гамлета» в его постановке, кстати, третьей по счету, но первой, над которой он работал на родине, в своем театре, с актерами одной с ним ментальности, одной крови. В начале своей работы над четвертой версией трагедии Шекспира режиссер говорил следующее: «Я даже начал ощущать, что уйду из жизни, бесконечно ставя «Гамлетов»… Эта пьеса, конечно, ужасна. Ужасна тем, что ее невозможно видеть и слушать, как невозможно слушать похоронный марш Шопена, который является всего лишь второй частью его бемольной сонаты. Так и трагедия Шекспира настолько уже затрепана, что мы не можем добраться до истины, до причины, почему она написана, вообще не уверен, что это удастся сделать… Сейчас, когда связь времен прервана, мы все находимся в каком-то смысле в положении Гамлета, который не знает, что делать, как бороться против зла. Но он хотя бы знает, что такое зло».
Стуруа убежден, что есть нечто общее между грузинским и шекспировским характерами. «Это сочетание несочетаемого. Цинизм соседствует с романтизмом, фарс с трагедией, психологизм с цирком. Шекспир умел все соединить. Резкие перепады от горячего к холодному. Открытые страсти — все на самом высоком градусе», — рассказывает режиссер.
В Киев на время гастролей приезжал из Амстердама постоянный соавтор Роберта Стуруа композитор Гия Канчели. Он написал в 2000 году в расчете на Юрия Башмета музыкальное сочинение для альта, хора и оркестра. Посвященное памяти самых близких людей — отцу и матери композитора, произведение какое-то время оставалось без названия. Имя «Стикс» дал ему выдающийся скрипач Гидон Кремер. Так же, в какой-то мере случайно, музыкальная пьеса продолжительностью в 35 минут впоследствии превратилась в драматический спектакль без слов по продолжительности вдвое дольше. По убеждению Роберта Стуруа, «Гия Канчели не только композитор. Он учится и режиссуре, смотря, как я ставлю. Режиссеру необходим еще один режиссер, так же, как актеру необходим посторонний взгляд. Потому что наступает момент, когда режиссер теряет чувство объективности по отношению к своим работам».
Как известно из мифологии, Стикс — священная река, пролегающая между миром живых и царством мертвых. Гия Канчели написал реквием по людям, навсегда оставшимся в его сердце. Роберт Стуруа создал спектакль не столько о физической смерти, сколько о смерти нравственной, об опасной человеческой способности смириться с тем, с чем мириться нельзя.