— Эстрада на самом деле не имеет ничего общего с конкурсной деятельностью, она развивается вне всяких конкурсов. Как правило, настоящим артистом становится тот, кто проигрывает конкурсы и делает из этого правильные выводы.
— Тогда зачем нужны исполнителям конкурсы?
— Не знаю... Чтобы заработать денег, не быть бедным...
На нынешнем, традиционном для «Славянского базара», конкурсе молодых исполнителей популярной песни лауреаты заработали не много. Впервые за всю историю конкурса жюри разделило каждую премию (Гран-при — 10 тысяч DM, первая, вторая и третья премии соответственно — 6, 4 и 2 тысячи DM) между двумя конкурсантами.
Юрию Рыбчинскому, нашему эстрадному метру, судившему не один исполнительский конкурс, трудно возразить. А о смысле проведения конкурсов осмелюсь добавить лишь традиционное: для исполнителей это возможность на других посмотреть и, что самое главное, себя показать.
Впрочем, для чего у нас существуют разнообразные конкурсы — вопрос особый. Просто «заявить о себе» уже неинтересно. Важно, для чего ты это делаешь. На большинстве конкурсов это делается для того, чтобы тебя увидели и оценили импресарио или продюсеры, оценили настолько, что взялись бы подороже продавать твой талант. Конечно, для этого надо не на отечественных конкурсах выступать, желательно ехать куда-нибудь подальше от дома — туда, где продюсеры и импресарио существуют как вид. Отечественные же конкурсы и фестивали, как иногда кажется неискушенному зрителю-слушателю, устраиваются специально для того, чтобы ничто принципиально новое и действительно оригинальное не пробилось через асфальт традиции. На самом деле это не совсем так. Наши конкурсы и фестивали — это несомненно своего рода асфальтирование, но «не пущать» — не самоцель. Это, если хотите, благоустройство некоего пространства, в котором искусство определенного вида, качества, стиля будет хорошо продаваться. Это воспитание потребителя ничуть не меньше, чем поиск и ориентировка производителя (пусть уж простят меня за такую производственную терминологию представители шоу-бизнеса). И если те люди, которые занимаются организацией того или иного фестиваля, хотят оставаться в рамках определенной традиции и успешно продавать соответствующую продукцию, то не стоит ожидать, что они будут рыть самим себе яму, продвигая на нашу эстраду что-то принципиально новое.
Но от конкурсов и фестивалей вообще вернемся к одному, вполне определенному. Наблюдавшим за конкурсом не представилось возможности усомниться в словах президента фестиваля «Славянский базар» композитора Александра Злотника, который, характеризуя конкурсантов еще до начала состязания, подчеркнул их высокий профессиональный уровень.
Молодые исполнители довольно хорошо пели с оркестром; владение голосом, музыкальный материал, аранжировки — на порядок выше, чем в прошлом году; да и в конкурсных таблицах І и ІІ туров они «шли» на расстоянии не более двух-трех баллов друг от друга. Профессионализм конкурсантов отметил сам маэстро Мишель Легран, возглавивший международное жюри.
Однако участников уровня «открытий» прошлых «Славянских базаров» на конкурсе не оказалось. Победа китаянки Фен Жуили и конкурсанта из Грузии Дато Худжадзе оказалась во многом закономерной: оба обладателя Гран-при — опытные артисты, популярные и уважаемые в своих странах (Фен — солистка Армейского ансамбля, а Дато работает в популярной грузинской группе). В окружении начинающих молодых дарований, приехавших на конкурс, они выглядели весьма убедительно.
На первом туре участники традиционно спели по славянскому шлягеру из репертуара знаменитых эстрадных певцов. Исполнить песню, которая в сознании публики «срослась» с голосом и образом того или иного певца, не скопировав эталон, а показав свое исполнительское лицо, — задача не из простых для начинающего.
Дато Худжадзе, пожалуй, единственнный «попал в десятку», выбрав милые сердцу украинской публики «Чорнобривці» — замечательную песню, не отягощенную исполнительскими эталонами и ассоциациями с конкретной звездой. Легкая, модная соул-хип-хопповая ретушь, мягкий голос и обаяние Дато сработали безотказно — публика окатила его несколькими мощными волнами аплодисментов, а жюри наградило высокими баллами (а в итоге — и половиной Гран-при). Председатель жюри, правда, поставил конкурсанту низкий балл, высоко оценив, в свою очередь, очаровательную Фен Жуили, исполнившую пугачевский хит «Три счастливых дня». Уже по окончании фестиваля французские гости из сопровождения мсье Леграна недоумевали: «Почему славяне, которые имеют такую богатую музыкальную культуру, копируют американские образцы?» (Очевидно, они имели в виду не только и не столько славян.)
Хотя конкурс в рамках фестиваля и является прежде всего состязанием исполнителей, оставить без внимания звучавшую музыку никак нельзя, ведь песня и ее исполнитель, так сказать, едины. Конкурсанты исполняли музыку очень разную — от советской эстрады 70-х и музыки в стиле ВИА 80-х годов до уже ставших привычными гибридов поп-музыки с элементами рока и фольклора. Этот музыкальный калейдоскоп походил, за редкими исключениями, на демонстрацию вещей, скроенных по меркам музейных экспонатов. Красивые, добротные вариации на старые музыкальные модели в устах молодых артистов звучали несколько неестественно, они выглядели, как в платьях из бабушкиного сундука, что, впрочем, уже стало фирменным знаком «Славянского базара».