Любые разговоры о европейском контексте существования Украины остаются пустым звуком до тех пор, пока наша страна не сумеет на деле показать свою историческую, гуманитарную включенность в пространство общеевропейской культуры. Наконец произошло событие, которое дало нам один из блестящих шансов такого рода. Только что вышла из печати книга заведующей отделом формирования музыкальных фондов НБУВ имени В.И.Вернадского кандидата искусствоведения Ларисы Ивченко «Реконструкція нотної колекції графа О.К. Розумовського за каталогами XVIII сторіччя». Библиотека издала этот труд совместно с Национальной академией наук Украины. На 644 страницах формата А4 миру впервые явилась информация об одном из величайших сокровищ, которыми владеет наша держава. Уже сейчас стало ясно, что допечатка тиража или переиздание этого труда за рубежом были бы крайне необходимы: его ждут десятки крупных библиотек Европы, в первую очередь — Австрии, Германии, Чехии. Предвосхищая появление этой монографии, заведующий музыкальным отделом Национальной библиотеки в Праге (Клементинума), доктор Юлиуш Гулек в журнале Music News from Prague писал так: «Появление каталога коллекции, а также ее научное исследование интригует всех музыковедов мира». Сама же автор хорошо известна зарубежным коллегам, она музыковед и единственный в своем роде специалист по зарубежной музыкальной библиографии у нас в Украине. Ведь именно Лариса Ивченко оказалась единственным украинским специалистом, который смог адекватно обработать баховский архив, который Украина передавала Германии. Хранение и квалифицированная каталогизация коллекции Разумовских — одно из главных дел, которым Лариса Ивченко отдает всю свою жизнь.
Итак, несколько слов о том, что же явилось предметом внимания автора монографии. В филиале Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского, что на улице Владимирской, хранится уникальное собрание нот, принадлежавших графу Алексею Разумовскому (1748—1822), министру просвещения России, действительному тайному советнику, старшему сыну гетмана Украины Кирилла Разумовского. Это собрание в течение долгого времени находилось в Яготине, а в 1918 году его перевезли в Киев. Основная часть собрания (около трех четвертей) действительно принадлежала графу Алексею, но для музыкантов более привычно название «Коллекция Разумовских». Дед Алексея Григорий Розум был реестровым казаком, а дядя, тоже Алексей, начинал свою карьеру в качестве придворного музыканта в певческой капелле, а затем судьбе было угодно сделать его тайным супругом императрицы Екатерины Петровны. Она даровала Розумам дворянский титул. Брат Алексея Кирилловича, Андрей, служил российским послом в Австрии, Швеции и Дании. Он был знаком с Гайдном, Моцартом, Сальери, ему посвящал свои лучшие произведения Бетховен (ни больше ни меньше, чем Пятую и Шестую симфонии и Три квартета ор.59, которые у нас называют «Русскими», в то время как на Западе более привычным стало название «Квартеты Разумовского»). Нотная библиотека Андрея, к сожалению, до нас не дошла. А о музыкальных вкусах его брата мы можем судить по хранящейся у нас коллекции. Впоследствии наследники рода Разумовских породнились с Репниными, Жемчужниковыми, Толстыми и оставили заметный след в отечественной культуре. В книге Ларисы Ивченко два раздела. Первый посвящен теме «Разумовские и музыкальная культура XVIII — начала XIX веков». В нем идет речь о четырех представителях рода Разумовских (Алексее, Кирилле, Алексее Кирилловиче и Андрее Кирилловиче) и их связях с музыкой. А второй раздел составляет собственно реконструкцию коллекции,
Что же собой представляет эта коллекция? Очевидно, это единственная сохранившаяся в Украине частная нотная библиотека XVIII века. Да и во всем мире таких библиотек сохранилось немного. Особенно интересно, что мы располагаем уникальными подлинными каталогами того времени, которые сами по себе являются значительным пластом мировой музыкальной культуры. Это восемь книг в кожаных переплетах. На них имеются суперэкслибрисы, в которых под графской короной с девятью перлами красуется вензель ACR. Каждая из них посвящена одному из музыкальных жанров — сонатам, дуэтам, трио, квинтетам, секстетам, концертным симфониям, симфониям и концертам. Еще одна, девятая тетрадь каталога, посвященная квартетам, была в значительной мере заново реконструирована самим автором. Все каталоги репродуцированы в книге полностью, что станет незаменимым источником информации для всех музыкантов, музыковедов и библиографов в мире. Некоторые документы, внесенные в эти каталоги, утрачены. Количество единиц хранения, находящихся на сегодня в коллекции, около 1700. В ней представлены все жанры музыки XVIII века — от дуэтов до симфоний и от отдельных арий до опер. Коллекция собиралась в течение последней четверти века, хотя в ней есть и более ранние документы, принадлежавшие, по-видимому, старшим Разумовским (Алексею и Кириллу). Впоследствии собрание дополнялось потомками. Ноты в те времена были очень дорогим удовольствием: стопка нот стоила столько же, сколько и карета с лошадьми. Тогдашняя техника печатания нот — гравировка — была очень сложной и дорогостоящей. На титульных листах многих нот есть гравюры-иллюстрации. Поэтому даже издания сочинений забытых авторов представляют большую историческую ценность. В отличие от книг и нотных изданий, рукописные копии нот тогда были дешевле. Они также представлены в собрании. Идеальной моделью обработки любого архива является такая, при которой сверхзадачей становится воссоздание архива в том виде, в котором он существовал ранее, независимо от количества сохранившихся единиц. Именно по такому, порой почти детективному пути и пошла автор книги.
Любое издание, а тем более рукопись XVIII века, — уже раритет. По специальным международным указателям (RISM) можно определить количество сохранившихся экземпляров того или иного издания. Тиражи в то время были мизерными. Поэтому неудивительно, что у нас сохранились единственные в мире экземпляры некоторых изданий. Таковых насчитывается около пятидесяти. Другие нотные издания в большинстве случаев тоже из немногих сохранившихся. Далеко не всегда их наличие в Национальной библиотеке Украины имени В.И.Вернадского отражен в международных указателях. Публикация работы Ларисы Ивченко впервые создает условия для информационного прорыва, способного произвести настоящий культурный шок в Западной Европе. Даже если те или иные произведения переиздавались позднее, ценность коллекционных нот не снижается, ведь они зачастую были первыми или прижизненными изданиями. Среди раритетов — издания сочинений Тартини, Корелли, Гайдна, Моцарта, сыновей Баха. Имеются и редчайшие авторские рукописи опер итальянского композитора Дженнаро Астаритта «Необитаемый остров» и «Сбитенщик». Последняя была написана на либретто Княжнина по заказу Алексея Разумовского. Представлены даже рукописные копии сочинений прусского короля Фридриха ІІ (Великого).
Почти о каждом экземпляре коллекции можно рассказать увлекательную историю. Но пока разгаданы лишь несколько ее загадок. Например, примечательна история кантаты Франческо Марлакки в честь Александра I. Ее ноты поначалу считались не принадлежавшими коллекции Алексея Разумовского, потому что рукопись была сделана уже в 1813 году, да и переплет совсем не похож на традиционные. Но однажды в библиотеку обратились итальянские исследователи творчества Марлакки, и совместными усилиями удалось установить, что это именно та кантата, которая была написана по приказу князя Репнина, генерал-губернатора Саксонии (зятя Алексея Кирилловича). С ней связан один драматический эпизод в жизни автора. Кантату нужно было написать в трехдневный срок — ко дню приезда в Дрезден русского императора. В противном случае композитору угрожала ссылка в Сибирь. Но маэстро ушел, и теперь у нас имеется единственный в мире экземпляр этой кантаты, которая до недавнего времени была неизвестна даже в Италии.
Есть в коллекции произведения и отечественных композиторов, в основном это ноты начала XIX века, возможно, из собрания Варвары Репниной, дочери Алексея. Но есть интересное предположение об одной симфонии, изданной в Париже в 1760 году. Не исключено, что ее историю так и не выяснят до конца, однако можно допустить, что ее написал Максим Березовский. Атрибуции симфонии было посвящено несколько научных работ, в том числе — принадлежащих перу самой Ларисы Ивченко. Но все подробности дискуссии об авторстве загадочной симфонии остались за пределами книги.
Хотя о существовании коллекции известно давно, полной информации о ней пока не имел никто. Современный каталог, который бы охватил сто процентов наличного материала, полностью еще не издан, ознакомиться с собранием в целом можно только в библиотеке. Впрочем, в 1991 году в Праге состоялась выставка нот из коллекции. О ней узнала Мария Разумовская, потомок рода Разумовских из Вены, библиотекарь и исследовательница творчества Марины Цветаевой. Хотелось бы надеяться, что со временем библиотека найдет возможным экспонировать коллекцию Разумовских на выставках за рубежом, что принесло бы огромные, ни с чем не сравнимые моральные дивиденды нашему молодому государству, так стремящемуся в Европу.
В научно-справочном аппарате издания, помимо прочего, имеется указатель издателей, печатников и граверов, генеалогическое древо Разумовских и указатель инструментального состава произведений, представленных в коллекции. Такая скрупулезность даже непосвященному поможет понять, насколько высоко качество исследовательской работы, проделанной автором. Сейчас готовится второй выпуск книги, в котором будет помещена реконструкция остальной части сохранившегося собрания Разумовских и вспомогательные указатели ко всему изданию. О коллекции уже снят фильм, написан ряд статей, в Киеве проводились выставки и материалы коллекции всегда были доступны читателям. Интерес к ней возник и со стороны музыкантов-исполнителей. Забытая музыка снова зазвучала в концертных залах, эфире, с компакт-дисков. Коллекция продолжает раскрывать свои тайны, ее загадки предстоит разгадывать еще не одному поколению музыкантов и исследователей. И не стоит стесняться заявлять миру о том, какими сокровищами мы владеем.