Когда виртуальные мечты станут реальностью? Виртуальные и цифровые библиотеки в системе интернет-ресурсов общего доступа

Поделиться
Термин «виртуальная реальность» далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Во-первых, удивл...

Термин «виртуальная реальность» далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Во-первых, удивляет само словосочетание — что-то наподобие горячего льда; во-вторых, перед глазами возникают многочисленные компьютерные клубы, где днюют и ночуют сотни тысяч подростков. Нужны острые ощущения? Вот новые игры на любой вкус. Не хватает общения? Сотни чатов и форумов различного рода помогут решить эту проблему. Что-то купить или продать? Нужно только иметь деньги на банковском счете — и через Интернет можно оформить любую сделку. Конечно, нормальный человек не может жить виртуальной жизнью, хотя иногда это становится своего рода «компенсаторным лечением» реальных проблем. Но здесь речь пойдет не об этом.

Развитие современных технологий существенно повлияло на общественную жизнь в целом. Важные изменения коснулись многих видов профессиональной деятельности в банковской, военной, издательской и других сферах: исчезли или коренным образом изменились целые специальности, внедрены качественно новые технологические процессы, но наиболее разительные преобразования, по нашему мнению, произошли в информационно-аналитической деятельности. Сейчас трудно себе представить успешного журналиста, аналитика, научного сотрудника, преподавателя вуза, не умеющего пользоваться компьютером или всемирной сетью Интернет, которая за короткое время превратилась в мощный способ обмена информацией, а для многих людей стала неотъемлемой составляющей повседневной жизни. В технологически развитых странах значительный процент населения пользуется Интернетом для проведения банковских расчетов, покупки товаров или, скажем, авиабилетов, немедленно доставляемых электронной почтой. При условии качественной связи, при наличии веб-камеры и микрофона можно общаться в «прямом эфире» на любом расстоянии, проводить телеконференции. Стало возможным прослушивание радиопередачи, в онлайновом режиме просматривать телепрограммы. Но самый большой интерес, по нашему мнению, вызывают новые источники информации, формируемые во Всемирной сети.

Приходилось слышать мнение, что Интернет напоминает большую свалку, мусорник, где кто угодно может что-то разместить. В определенной степени это так, но ведь информация, размещенная для общего доступа, является определенным отражением общества, культурного уровня людей, которые эту информацию размещают и ею пользуются. Если бессистемно, наугад путешествовать по Всемирной паутине (заниматься так называемым интернет-серфингом), то процент полученной полезной информации будет очень небольшим. Для эффективного поиска нужно хотя бы приблизительно представлять себе, где и что именно можно найти, какого рода информационные электронные ресурсы нужны для той или иной деятельности, исследования, проекта. Все существенней в этом становится роль библиотек.

Электронные ресурсы за довольно короткое время стали важной альтернативой информационных источников на традиционных носителях прежде всего из-за удобства доступа, сохранения, копирования и пользования. Конечно, каждая библиотека может и должна гордиться количеством книг, журналов, газет и тому подобное. Тем не менее не стоит забывать, что постепенно на первый план выходят совсем другие показатели и критерии. Уместной, кажется, здесь будет аналогия с советскими временами, когда вплоть до развала СССР мы гордились количеством выплавленных чугуна и стали. Действительно, до Второй мировой войны, во времена доминирования индустриального общества, этот показатель был ключевым в определении экономического развития государства, тем не менее в то время, когда подавляющее большинство развитых государств вступило в постиндустриальную эру, совсем другие индикаторы стали определять экономическое развитие страны.

Количество единиц хранения, безусловно, было, есть и будет одним из основных показателей, характеризующих ту или иную библиотеку, тем не менее все чаще стоит вопрос о размере, удобстве в пользовании, доступности, соответствии определенным стандартам электронного каталога библиотеки, количества книг, периодики, иллюстративных материалов, доступных через Интернет. Каким количеством баз данных, электронных аналогов печатных изданий могут пользоваться читатели библиотеки? Доступны ли эти ресурсы извне, вне помещения библиотеки? Для всех или только для ограниченного круга читателей? Существуют ли в библиотеке справочно-библиографическые, консультативные и прочие формы онлайнового обслуживания? Могут ли читателю выслать статью из газеты или журнала по электронной почте, предоставить временный интернет-доступ к учебнику или монографии? Когда будут введены такие виды обслуживания? Эти и прочие подобные вопросы для подавляющего большинства украинских библиотек пока что остаются без ответа.

Нельзя сказать, что никто из отечественных специалистов серьезно не занимается этими проблемами. Однако складывается впечатление, что работа эта отчасти не координируется и не сопровождается надлежащей административной и финансовой поддержкой. В этой сфере Украина сегодня значительно отстает даже от России, не говоря уже о странах Запада.

Говоря о западном и, в частности, американском опыте в этой сфере, уместно, прежде всего, обратить внимание на виртуальные библиотеки, практически уже созданные в каждом штате. Не берусь утверждать безапелляционно об истоках самой идеи, но кажется, что она возникла вместе с развитием новой формы дистанционного обучения — виртуального университета. Эту форму обучения довольно условно можно считать аналогом хорошо известного нам заочного образования. Отличие состоит лишь в широком применении новейших технологий, что позволяет максимально упростить и облегчить контакты преподавателя и студента, открыть значительно более широкий доступ к нужной учебной литературе и тому подобное.

Конечно, виртуальные университеты и дистанционное обучение — вещь интересная и полезная. Такие формы обучения могут значительно облегчить получение профессиональной подготовки людям, которые в силу тех или иных причин не могут на каждую сессию приезжать в высшее учебное заведение, регулярно посещать библиотеки и пользоваться нужной литературой. Тем не менее, с другой стороны, создание виртуальных университетов требует довольно высокого уровня технологического развития страны, значительных капиталовложений. Как и любая идея, базирующаяся преимущественно на новейших технологических достижениях (например, электронная коммерция), виртуальное образование не всегда оправдывает надежды специалистов.

Виртуальные библиотеки не остались исключительно составной частью, приложением к виртуальным университетам, а начали развиваться автономно, выполняя главную функцию библиотеки — предоставлять читателям временный доступ к упорядоченным информационным ресурсам. Виртуальные библиотеки позволяют пользоваться прежде всего базами данных, которые содержат самые популярные периодические издания, справочную литературу и словари, художественную и научную литературу. Такие базы данных формируются и поддерживаются коммерческими компаниями и стоят так дорого, что далеко не каждая компания или учреждение может ими пользоваться, и именно виртуальные библиотеки стали компромиссом между коммерческими и общественными интересами.

Ошибочно считать, что развитие виртуальных библиотек в США происходило безболезненно и без трудностей. Значительная часть проблем американских библиотекарей подобна тем, которые возникают в Украине. Прежде всего это касается финансирования библиотечного дела, особенно, когда речь идет о развитии новых направлений деятельности. Основным источником поступления средств, как правило, является местный бюджет, если речь идет о публичной библиотеке или бюджете университета, если это академическая библиотека. Когда же возникает потребность в сравнительно крупных капиталовложениях, широко используется индивидуальное и институционное спонсорство (а работа с потенциальными спонсорами требует от библиотекарей как высокого профессионального уровня, так и определенной законодательной поддержки, например, уменьшение налогового давления для спонсоров на сумму предоставленной помощи), заметную часть также составляют гранты от федерального правительства и коммерческих компаний: средства, специально направляемые на поддержку и развитие того или иного вида деятельности.

Интересный факт: когда библиотекари штата Алабама почти потеряли надежду получить бюджетные средства на развитие виртуальной библиотеки, они начали раздавать читателям почтовые открытки, адресованные соответствующим правительственным чиновникам, объясняя те преимущества, которые принесет жителям штата создание виртуальной библиотеки. Вскоре правительство штата начало получать мешки корреспонденции в поддержку этой идеи, и соответствующие средства были все-таки предоставлены.

Кстати, кроме огромного количества преимуществ, которые получили от создания виртуальных библиотек читатели, это также облегчило жизнь самим библиотекарям, уменьшив нагрузки на протяжении рабочего дня. Сотрудники университетской библиотеки штата Кентукки всерьез обсуждали проблему наполняемости читальных залов и увеличения количества «физических» посетителей библиотеки, поскольку большинство читателей начали пользоваться преимущественно электронными информационными ресурсами.

Отдельно следует остановиться на цифровых библиотеках и проблемах оцифровки информации на традиционных носителях. Для понимания того, что такое цифровая библиотека, по нашему мнению, не стоит анализировать этимологию термина или прибегать к техническим подробностям. Намного полезнее просто посмотреть на то, что уже создали и называют этим термином специалисты из других стран. Не претендуя на глубокий анализ, хотелось бы сделать несколько общих замечаний по этому поводу.

Во-первых, относительно проблемы перевода текстов и изображений с бумажных носителей или, скажем, фотопленки на магнитные и оптические диски. Одной из самых распространенных ошибок, встречающихся при обсуждении этой проблемы, является то, что путают такие понятия, как «срок эксплуатации» и «срок сохранения». Скажем, если гарантированный срок эксплуатации оптического компакт-диска, как правило, три—пять лет, то срок хранения при соблюдении соответствующих условий может быть в десятки раз больше. Для чего это нужно? В отличие от традиционной библиотеки, в цифровой никто не выдает читателям дискеты или компакт-диски вместо книжек и микрофильмов. Оцифрованные материалы, хранящиеся в библиотеке, просто размещаются на библиотечном сервере для свободного, ограниченного или временного доступа.

Именно эта электронная копия, хранящаяся на мощном библиотечном компьютере, и является основной, рабочей. Записанные же на качественные компакт-диски копии, хранящиеся в специальных условиях, никогда не выдают читателям, они являются резервными. О важности оцифровки книг и иллюстраций в Украине нечего и говорить. В особенности это касается книг и документов, которые без преувеличения являются достоянием не только нашего государства, но и мировой культуры. Общеизвестно, что сегодня библиотеки и архивы не могут полностью обеспечить соответствующие условия для сохранения исторических документов и литературы. Документы портятся, довольно часто бывают случаи вандализма: преднамеренная порча, похищение текстов и иллюстраций, а то и целых изданий. Размещение электронных копий таких изданий для общего доступа позволит существенным образом ограничить круг специалистов, имеющих доступ к оригиналам.

Конечно, из-за ограничений, налагаемых отечественными и международными законодательными нормами об авторском праве, библиотека не может переводить в цифровую форму любую литературу, находящуюся в ее фондах. Потребность перевода в цифровую форму прежде всего касается исторических документов, старинных и редкостных книг и фотографий. Хорошими примерами цифровых библиотек могут быть Американская память Библиотеки конгресса США или, например, Кентуккиана — проект цифровой библиотеки, который довольно успешно осуществляется в небогатом по американским стандартам штате.

В отличие от виртуальной библиотеки, создание цифровой требует значительно меньших средств, и уже сегодня по силам нескольким большим украинским библиотекам, у которых есть соответствующее оснащение и специалисты. Определенная работа в этом направлении уже ведется, в частности, в Национальной библиотеке имени В.Вернадского, и, учитывая объективные обстоятельства, достигнуты неплохие результаты. По нашему мнению, следует понять важность проведенной работы и на соответствующем уровне стимулировать эти усилия. Конечно, этот материал только поднимает проблему, он призван поддержать саму идею и работу, которую преимущественно на собственном энтузиазме ведут отечественные специалисты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме