Одна из самых престижных концертных площадок столицы — Национальная филармония Украины — 16 сентября открывает свой 145-й сезон. У немногочисленной армии киевлян-меломанов, привыкших ходить в филармонию как на работу, конечно, накопились некоторые претензии-пожелания. Мол, гастролеры из года в год все те же, а настоящих звезд все меньше; чужих приглашать — денег нет, а свои, которые и могли бы, просто ленятся прыгнуть чуть выше обычного. И только летом, когда упрекаемая всюду и за все филармония уходит в отпуск, начинаешь понимать: на самом деле этот зал для Киева — нечто большее, чем одна из концертных площадок. Филармония, пожалуй, единственная «структура», которая формирует лицо украинской академической музыки.
Даже самый беглый просмотр анонсированного Национальной филармонией репертуарного плана вселяет светлые надежды. Виолончелистка Наталья Гутман, один из самых известных солистов современности, открывает сезон Кончерто-гроссо Альфреда Шнитке. Закрывает — ярчайший пианист молодого поколения Игорь Четуев в новом амплуа интерпретатора Александра Скрябина. 90-летие со дня основания Национального симфонического оркестра набирает новые обороты: из Германии приедет дирижер-просветитель, в недавнем прошлом киевлянин Игорь Блажков, из России — легендарный Геннадий Рождественский, а в завершение сезона произойдет вообще неслыханное — совместными усилиями Национального симфонического оркестра и Ансамбля классической музыки имени Бориса Лятошинского будут исполнены все баховские Страсти — по Матфею, по Луке, по Марку и по Иоанну.
И еще из категории невозможного — что, кажется, все-таки произойдет. Киевская пианистка Наталия Кравченко в рамках авторского проекта пообещала привезти в Киев великана из советской эпохи — скрипача Виктора Третьякова. Руководитель Национального симфонического оркестра Владимир Сиренко заманит в Киев блестящего скрипача из Ганновера (между прочим, уроженца Хмельницкого), первую скрипку Квартета имени Кароля Шимановского Андрея Белова. Дирижер Киевского камерного оркестра Роман Кофман записал в проект «Великие имена» скрипача Гидона Кремера и композитора Гию Канчели (на май запланирован его авторский концерт), имя Евгения Станковича вписал в одну строку с именем Рихарда Штрауса, а классикам ранга Иоганна Себастьана Баха, Йозефа Гайдна, Антонио Вивальди, Феликса Мендельсона-Бартольди, Георга Фридриха Генделя и Вольфганга Амадея Моцарта выделил по отдельному вечеру. Обмен музыкальным наследием в рамках Дней культуры Германии в Украине произведут немецкий ансамбль «Музикфабрик» и украинский «Киев-Симфониетта». Стоит обратить внимание на «конвертируемые» имена, которые — вполне закономерно — заинтересовали «Музикфабрик»: это киевские композиторы Олег Безбородько, Алла Загайкевич, Святослав Лунев, Сергей Пилютиков и Александр Щетинский.
Немецко-украинский проект «Современное европейское музыкальное пространство» показателен и в другом смысле. Оттолкнувшись в сентябре от него, филармония мало-помалу начинает преодолевать один из стереотипов своей репертуарной политики, заключающийся в «ущербности» камерных концертов. Собственно, у нее на то есть основания: симфонический оркестр, как показывает практика, гораздо лучше заполняет зал, чем квартет. Возможно, именно «Музикфабрик» удастся не потакать этой инерции, а на своем примере доказать, что иногда десять инструментов могут звучать лучше, чем все сто.
Из того, что без нажима вписывается в рамки филармонической традиции, — это десятки конкурсов и фестивалей со знакомыми именами. Осенний «Киев Музик Фест» и весенние «Музыкальные премьеры сезона». Серьезный и долгий, разбитый на возрастные группы Международный конкурс пианистов памяти Владимира Горовица — и непременно праздничный, не отягощенный крупными денежными премиями, исполненный дружественного азарта и коллегиального общения гитарный конкурс-фестиваль «Киев-2008». Продуманный до мелочей хор-фест «Золотоверхий Киев», в рамках которого не только стройно поют, но также издают ноты и записывают альбомы с украинской хоровой музыкой — и Международный конкурс вокалистов имени Бориса Гмыри, где будущие примы и премьеры меряются голосами и нарядами.
В нынешнем сезоне также есть все шансы для того, чтобы наконец увидеть, как плечо к плечу, поддерживая друг друга, а не отталкивая или пытаясь бежать наперегонки, шагают отечественные исполнители и композиторы. Новую жизнь неоромантическим партитурам Виктора Косенко и Левка Ревуцкого даст ансамбль «Киевские солисты» Богодара Которовича, который при любой погоде привык играть в предельном тонусе. К юбилеям Николая Гоголя и композитора Виталия Губаренко дирижер Игорь Палкин поставит в концертном варианте оперу-балет «Вий». Авторские концерты запланированы у композиторов Владимира Губы, Анны Гаврилец, Евгения Станковича и Мирослава Скорика.
Собственно, «каркас» вроде традиционных абонементов и прочих академических «незыблемостей» цел, а наполнение его в этом сезоне исключительно яркое и неожиданное. Филармония, кажется, вошла во вкус игры с собственным, заданным веками форматом, и ей это нравится. А еще — в эпоху, когда игра идет не столько «вширь», сколько «вглубь», когда на фундаменте относительной стабильности можно строить уже не воздушные замки, а совершать настоящие открытия и даже творить чудеса.