Кирилл Стеценко: «Бизнес в Украине не замечает украинскую культуру и ориентируется скорее на нафталин, на вторичную советскую эстраду»

Поделиться
Кирилл Стеценко исследует парадоксальность музыки... Но в интервью «ЗН» речь шла больше о парадоксах восприятия отечественной культуры и музыки как государством, так и правящей элитой в частности...

Кирилл Стеценко исследует парадоксальность музыки... Но в интервью «ЗН» речь шла больше о парадоксах восприятия отечественной культуры и музыки как государством, так и правящей элитой в частности. По убеждению Стеценко, как раз благодаря музыке Украина должна сделать колоссальный прорыв, опираясь на национальные корни и духовный вектор: «В конце концов украинцы имеют самую богатую в мире музыкальную культуру (считается, что есть свыше 500 тысяч народных мелодий, но зафиксированы еще далеко не все). После распада СССР из страны выехали сотни тысяч музыкантов, тем не менее от этого их в Украине... стало еще больше, а на российской эстраде 80 процентов — как раз украинцы!»

— Кирилл, вы, с одной стороны, представитель академического искусства: ассоциируетесь с вашим дедом-классиком, вы — скрипач, педагог, научный работник, политик; с другой стороны, принимали участие в рок-движении, ныне исполняете классику и джаз. Так кто же вы? Что превалирует в вашей нынешней деятельности?

— Это внешнее впечатление является частью истины, я себя не отделяю от своей молодости, от того, кем я был, скажем, в десятом классе, — внутренний стержень сохранился. Просто еще развиваются иные направления души и ума, свой образ я постоянно дорисовываю, у меня много увлечений и интересов, и вторая половина моей жизни — это, собственно, труд над их гармонизацией, поиск общего знаменателя, более высокого измерения, которое бы объединило все творческие аспекты, которые и для меня (не только для окружения) кажутся малообъединяемыми между собой.
На протяжении последнего десятилетия я открыл для себя такую науку, как стратегический менеджмент. Снова же это нахождение универсальных принципов организации и самоорганизации. Наверное, поэтому меня заинтересовали синергетика и системология.

— Эстрадники и академисты дружно и громко плачутся, что Украинское государство в лице властей закрывает глаза на культуру. Может, дело спасения утопающих в руках самих утопающих?

— Тот, кто занимается практическим искусством — музыкой, не должен заниматься управлением. Это совсем другая сфера. Когда я как композитор пишу произведения или как скрипач выступаю на сцене, то я абсолютно другой человек, чем тот, который пишет труды по теории управления. Следовательно, я нетипичный человек, поэтому, может, с иронией смотрю на музыкантов-эмпириков, которые ноют о том, что государству плевать на культуру. Но на самом деле каждому нужно свое делать, и проблема в принципе существует — на уровне мировоззрения, образования и профессиональной военной подготовки тех людей, которые призваны управлять нашим государством. К сожалению, они не получили качественного образования, воспитания, запаса нравственности-духовности, и жизнь не заставляет их изучать науку управления, они преимущественно занимаются выживанием возле «корыта»: делают карьеру и деньги.

Управление такой системой, как государство, нация, в частности, сферой культуры, требует чрезвычайно высокого уровня знаний, причем именно современных знаний, «отсчет» которых начался после 70-х годов XX века, — фактически как раз тогда в США возникла методология и теория стратегического менеджмента. Весь наш политический истеблишмент, когда учился в школе и в институтах, этого не мог изучать, эти знания к нам начали более или менее серьезно проникать во второй половине девяностых годов. Я лично, поскольку преподавал студентам менеджмент шоу-бизнеса, был вынужден заниматься самообразованием. Для меня на первых порах было проблемно преподавать такие дисциплины, как, например, «Организация концертно-гастрольной деятельности», «Рекординговая индустрия», «Индустрия развлечений», «Основы шоу-бизнеса». Я все это преподавал на базе своего личного опыта, ведь еще школьником начал играть в ансамбле «Эней», со временем начались гастроли как скрипача-солиста по Украине, аудиозаписи в Фонд Украинского радио и спорадические заграничные поезд­ки, я участвовал в организации фестиваля «Червона рута », работал редактором музыкальных программ телевидения на студии «Укртелефильм», на радио. То есть я действительно имел разнообразный опыт, и смог как-то интегрировать его в учебные курсы.

К величайшему сожалению, наша правящая элита отстала от Запада во всех сферах на два поколения. Доминанты ее сознания, образования и культуры управления находятся где-то в районе 50—60—70-х годов. И это главная проблема. Вместе с тем мы видим, что формирующийся средний класс нашей страны контрастно опережает людей, от которых зависит судьба страны. И безразлично, относятся ли власть имущие к лагерю красных, синих, помаранчевых, желтых, голубых и тому подобных, то есть политическая составная не имеет решающего веса, просто есть отставание в соответствии к реалиям времени.

Украине во всех сферах хронически недостает качественного менеджмента, недостает национальной школы управления. Украинцы как специалисты могут делать чудеса, а вот осуществлять управление сложными системами в экономике, политике, культуре не могут, — нет школы, опыта, определенных черт характера. Мы не привыкли быть государственной нацией, не привыкли быть ответственными, волевыми, концептуальными и дальновидными. Наше поведение больше подобно поведению партизан или подчиняющихся, порабощенных, мы можем время от времени совершать героические шаги, но не в состоянии удерживать одну линию на протяжении многих лет. Для этого надо видеть твердо цель и иметь сильную волю, чтобы не сворачивать с избранного пути и не сбиваться на соблазны, которые появляются справа и слева, то есть с Востока и Запада. Мы не понимаем четко собственной цели, стратегии, чтобы их стойко исполнять, то есть нам недостает такой черты, какую в себе целеустремленно культивировали германцы, англосаксы, прибалты. Описанная в исследовательской литературе эмоциональность украинского характера и даже такая положительная черта, как человечность, не раз побуждали изменять принципам, целям и базовым ценностям: когда надо выбрать между «истиной и Платоном», то украинцы чаще размышляют «конечно, лучше истина, но Платон мне дороже». И это мы видим хотя бы по тому, как развивались исторические события последних двух лет в Украине, когда Ющенко как настоящий украинец на первый план ставил не принципы, а дружбу, определенные отношения, договоренности. Твердости же и холодной последовательности, нужной в защите принципов, нет. И это тоже подтверждает тезис о том, что украинцы, к сожалению, имеют очень слабую школу управления, прежде всего государственного. Нет традиции «панування у своїй сторонці», если говорить словами Государственного гимна. Это отрицательно сказывается на культуре и искусстве, поэтому писатели идут в депутаты и политику, а музыканты берутся за менеджмент.

— Каким образом, на ваш взгляд, можно что-то изменить в лучшую сторону?

— Есть два пути. Первый — государство начинает осуществлять целенаправленную продуманную национальную политику в культурной среде. Второй — это путь рынка, капитала, бизнеса. Но второй путь сложнее и проблемнее, поскольку бизнес в Украине традиционно не является украинским. Те люди, которые имеют миллионы и миллиарды, не является украинцами, а если они даже и украинцы, то ориентируются на российскую культуру или на блатную культуру, я имею в виду так называемый шансон и все, что с ним связано, а также ориентируются на американскую культуру. То есть бизнес в Украине в большинстве своем просто не замечает украинской культуры, он ее не знает, не понимает, а если даже и испытывает к ней какую-то благосклонность, то ориентируется скорее на так называемый нафталин, на вчерашнюю украинскую советскую вторичную эстраду. Немало украинских бизнесменов поддерживают как раз такой тип эстрады, а вот то украинское, что является ростком в будущее, к сожалению, не имеет никаких шансов пока что быть поддерживаемым через украинский бизнес.

Но мой оптимизм побуждает формировать общественные структуры взаимодействия, национальную солидарность в сфере культуры, сотрудничество масс-медиа, бизнеса и политики. Консолидируя соратников, единомышленников, зрело относящихся к проблемам украинской культуры, и людей, у которых патриотическое сердце, можно было бы выстраивать эффективные качественные изменения и сдвигать ситуацию в культуре в сторону украинского будущего. То есть такого будущего, где бы Украина присутствовала полноценно, а не была всегда только донашивающей то, что уже прежде носили богачи, была бы среди лидеров, способная создавать новые мировые тенденции в сфере культуры, в частности музыки.

— Какие творческие идеи увлекают вас сегодня?

— Среди вожделенных замыслов — телевизионная программа «Коронный номер»: всеукраинский чемпионат исполнительских искусств, победители которого принимали бы участие во всемирном чемпионате, который каждый год устраивают в Лос-Анджелесе, в Голливуде. Проект реализуется, если мне удастся консолидировать партнеров. Я надеюсь на сотрудничество с каналом «1+1» и с наиболее известными корпорациями, которые производят товары и услуги для массового потребления, например, в сфере связи, сладостей и тому подобного. С одной стороны, этот интересный проект дал бы сотням и тысячам украинских талантов возможность получить еще один шанс себя показать, причем не только в пении, как это делают телевизионные каналы, где преимущественно фигурируют девочки-«лолитки». Этот чемпионат был бы открыт для людей любого возраста и распространялся на все виды искусств, которые называются исполнительскими. Выход на мировой конкурс — еще одна возможность положительно показать Украину, ее суть, ведь одним из условий «Коронного номера» является исполнение как раз украинских произведений, обязательно на украинском языке.

Взгляд

Когда звучит имя Кирилла Стеценко, невольно думаешь: «О ком речь? О деде или внуке?» И это, наверное, хорошо, потому что они родные не только по крови, но и по духу (на самом деле нечасто мы можем этим похвастаться).

Параллели между судьбой Кирилла-младшего и судьбой его деда, известного композитора Кирилла Григорьевича Стеценко, просто напрашиваются, у них есть много общего: призвание, невероятная преданность своему делу, трудолюбие, ощущение внутренней свободы и независимость.

Кирилл Григорьевич Стеценко в украинской культуре — фигура знаковая и трагическая. Он был сыном своего народа и заложником своего времени, которое наложило отпечаток на всю его судьбу. Он вознес украинскую музыку на невиданные высоты, но его имя и духовное наследство долгое время замалчивались. Родившийся для музыки, он вынужден был служить священником в церкви, спасаясь от нужды и пристального глаза ГубЧК.

Заслуженному артисту Украины Стеценко-младшему, разумеется, таких страхов не пришлось испытать (хотя трудно сравнивать уровень трагизма разных времен), но все равно его путь достаточно терний. И терниев чем больше, тем энергичнее он воплощает свои идеалы, чем упрямее работает.

А работы и обязанностей он набрал до краев. Кирилл Стеценко является заведующим кафедрой менеджмента шоу-бизнеса КНУКИИ, президентом Международного фонда им. К.Стеценко, заместителем директора Международного института метафизических исследований, членом Национального совета по вопросам культуры и духовности при президенте Украины.

Но за частоколом этих должностей четко проступает юная фигура Кирилла Стеценко времен легендарной группы «Эней», возникшей в конце 1960-х в Киевской специальной музыкальной школе им. Н.Лысенко. Это была первая настоящая рок-группа в Украине, исполняющая собственные произведения. Ее лидерами стали Кирилл Стеценко (гитара, скрипка, сопилка, вокал) и Тарас Петриненко (вокал, клавишные). «Эней» начал с очень своеобразных обработок народных песен, со временем, восхитившись поздним творчеством «Битлз», взялся за аранжировку Баха и Хачатуряна. В 1970 году «Эней» дебютировал на телевидении и на протяжении двух лет был там достаточно частым гостем. Но вот ансамбль обвинили в буржуазном национализме, запретили создавать собственные песни и делать обработки народных, стерли все их записи на радио и телевидении и в конце концов надежно загнали группу в подполье, где она пребывала до 1977 года.

Стеценко привлекла карьера профессионального скрипача, он стал лауреатом Всесоюзного конкурса, работал в Ривненской филармонии, а со второй половины 1980-х — комментатором на телевидении.

Однако он остается концертирующим скрипачом, исполняет музыку в очень широком спектре: от классики до джаза, рок-музыки и эстрады.

Притом Кирилл Стеценко очень серьезно занимается педагогикой, наукой и политикой.

Интересны его разыскания о способности музыки к раннему диагностированию общественных процессов: то, что в разное время происходило на фестивалях «Червона Рута», через два года повторялось в государстве.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме