Карловарская ниша

Поделиться
Кинофестиваль в чешском курортном городке Карловы Вары, который в начале июля прошел там в 39-й раз, в действительности имеет более давнюю историю...

Кинофестиваль в чешском курортном городке Карловы Вары, который в начале июля прошел там в 39-й раз, в действительности имеет более давнюю историю. Долгое время (с 1960 по 1992 год) он являлся братом-близнецом Московского кинофестиваля, вместе с которым по очереди (один раз в два года) выполнял роль условной кинематографической отдушины на территории, отделенной «железным занавесом». Селекция фильмов, приглашение гостей и награждение победителей, соответственно, полностью определялись задачами коммунистической пропаганды. Распад социалистического лагеря принес Карловым Варам освобождение не только от политического диктата, но и от щедрого государственного финансирования. Спонсоры, которые нашлись достаточно быстро, предпочитали делать акцент на том, что год проведения первого Карловарского фестиваля — 1946 — совпадает с годом повторного старта Каннского фестиваля, и пытались лепить из него бледную копию этого и других международных кинофорумов с устоявшимися традициями. И неизвестно, какое бы место сейчас занимал фестиваль в Карловых Варах, если бы не неожиданное банкротство основного спонсора, произошедшее в 1999 году.

Сейчас вопрос финансирования, судя по всему, уже не стоит так остро. Однако организаторы не собираются отказываться от неожиданно приобретенного статуса самого демократичного из фестивалей высшей категории. Отнюдь не жалуясь на отсутствие внимания со стороны звезд мировой величины (только в этом году кинофестиваль посетили Харви Кейтель, Жаклин Биссет, Элайджа Вуд, Джон Клиз и другие) и кинокритиков (больше полутысячи журналистов и полторы тысячи кинопрофессионалов), организаторы фестиваля своей основной «изюминкой» считают зрительскую аудиторию. Эта аудитория, которую Стивен Гайдос, редактор журнала Variety, назвал лучшей из всех фестивальных, спит в палатках, под мостами, а в последнее время — и в специальных передвижных ночлежках, платит вполне посильные для студенческого кармана деньги за просмотры фильмов и создает этому форуму славу «кинематографического Вудстока».

Еще одной отличительной чертой Карловарского фестиваля его президент, Иржи Бартошка, называет «культурную конфронтацию». Из 16 картин, участвовавших в конкурсном показе, 12 представляли европейский кинематограф, и по одной — США, Иран, Индию и Японию. Кстати, одну из картин исключили из конкурса после того, как выяснилось, что она уже была показана на другом международном фестивале. Принадлежность к категории «А» на этом фестивале не пустой звук.

Главный приз фестиваля — «Хрустальный глобус» — и денежную премию в размере 20 тысяч долларов получила картина итальянских режиссеров братьев Андреа и Антонио Фрацци «Таковы дети». Фильм, снятый по мотивам романа Диего де Сильвы, в лучших традициях итальянского неореализма, рассказывает о судьбе мальчика из бедного квартала на окраине Неаполя, о его метаниях между больной бабушкой и старшими друзьями-мафиози. Специальной премией жюри отметило фильм хорватского режиссера Эринка Огреста «Здесь». Это картина совместного производства Хорватии, Боснии и Герцеговины, а ее герои — одинокий пенсионер, молодая наркоманка и ее сестра, актер-алкоголик и военные. Все они отчаянно стремятся вернуться к нормальной жизни, прерванной войной, но далеко не у всех это получается.

Фильм «История о заплаканном верблюде» режиссеров Бьямбасурен Даваа и Луиджи Фалорни (совместное производство Германии и Монголии) отмечен призом зрительских симпатий, учрежденным чешской газетой «Право». Картина студентов из Мюнхена создана на стыке документального кино и драмы и рассказывает о том, как наступление цивилизации сказывается на традициях монгольского народа.

Особый интерес традиционно вызвала специальная программа «На Восток от Запада», в которой было показано 17 художественных фильмов, снятых в странах СНГ и Восточной Европы. Победил в этой номинации фильм хорватского режиссера Винко Брешана «Свидетели». А премией «Дон Кихот», учрежденной Международной ассоциацией киноклубов, отмечена работа иранского режиссера Али-Резе Аминима «На берегу». Еще один традиционный приз — Эйкуменического жюри, которое отмечает художественную убедительность в отражении духовных аспектов жизни — получила американская лента «Пещерный человек» режиссера Лиз Холоденко. Лучшим среди документальных фильмов названа работа российского режиссера Павла Медведева «Свадьба тишины».

Исключительно насыщенной оказалась внеконкурсная программа фестиваля. Юбилейным посвящением Сергею Параджанову стал просмотр фильма «Цвет граната». В программе «Горизонты» была показана документальная лента Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту», победившая на Каннском фестивале и собравшая рекордные суммы в Америке после неудавшейся попытки запрета ее показа. А закрытие фестиваля было отмечено демонстрацией уже ставшего культовым американского мультфильма «Шрек-2».

9 дней, 120 тысяч проданных билетов, 230 просмотренных фильмов, 10 тысяч гостей, почти половина из которых — студенты, получившие специальную аккредитацию. Таковы статистические итоги 39-го Международного Карловарского кинофестиваля. Фестиваля, который не стремился стать «вторым Канном», «второй Венецией», «вторым Берлином», а стал единственным и неповторимым.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме