История искусств насчитывает сотни направлений и стилей. Но творчество молодой художницы Леси Кара-Коцы искусствоведы не смогли причислить ни к одному из них. Даже больше, вообще не могли определить, живопись это, графика или декоративно-прикладное искусство. Если живопись, почему тогда нет плавных переходов от одного цвета к другому? Если графика, почему так богата цветовая гамма? Если декоративно-прикладное искусство, почему его никуда не прикладывают и ничего им не декорируют? Это станковое искусство, картины написанные на холстах…
… Прошло пять лет со времени написания первой картины «Весна» (2002-й), и у Леси лопнуло терпение: десятки персональных выставок, сотни публикаций и сюжетов на телевидении, радио, а все допытываются, что же это за стиль. Вот и назвала его каракокко (первая половина названия — от фамилии художницы). Что ж, она имеет на это полное право, ведь по второму образованию Леся — искусствовед.
— Однажды собрались мы
с друзьями в мастерской, — вспоминает Леся Кара-Коца. — Они рассматривали мои новые картины и заговорили о стиле. Я пошутила, что это «украинское барокко». А кто-то воскликнул: «Почему барокко? Каракокко!» Пошутили, посмеялись, а на выставке пресса подхватила это каракокко, и пошло-поехало...
Что же такого своеобразного в стиле каракокко?
Увидев картины один раз, вы уже не спутаете их с другими. Они пронизаны в большинстве своем цветочными симметричными узорами, которых не найдешь ни в одной энциклопедии по истории искусств. Это плод фантазии художницы. Еще в школе, когда в было скучно слушать учителей, такими фантастическими цветками маленькая Леся разрисовывала поля тетрадей. Делала это механически, особо не задумываясь. И сейчас, разговаривая со мной, художница автоматически рисует на листе бумаги. Потом я смотрю на этот лист и вижу виртуозные узоры. Ничего подобного не найдешь на Дальнем Востоке или в Скандинавии — это наше, украинское. Леся вспоминает, что, когда стала художницей, долго думала, как использовать эти узоры в живописи. Теперь ей это прекрасно удалось.
Яркая цветовая гамма создает хорошее настроение. Сперва Олеся соблюдала в своих работах принцип контрастов, от цветовых сочетаний, что те даже рябило в глазах. Теперь она использует более сложные комбинации, играет с цветом.
А на предположение, что другие художники захотят писать свои картины в стиле каракокко, художница с улыбкой ответила: «Сначала им придется сменить фамилию». Но, скорее, не хватит смелости, ведь все новое часто воспринимается с опаской. Перерисовать узоры несложно, сложнее — профессионально создать с их помощью собственную композицию.
Важна не только техника выполнения, но и идея работы. Часто бывает, что, увидев название картины, зритель понимает: он совершенно иначе толковал ее сюжет. К каждому полотну Леся прилагает историю, иногда — целый рассказ. Скажем, картина называется «Ветер по морю в красных сапогах гуляет и белых барашков из волн вызволяет»... Во время небольшого шторма на море появляются «барашки». А Ветер, изображенный в виде украинского парубка-казака в соломенной шляпе, шароварах и красных сапогах, ходит по морю и вызволяет их из волн. Без него они бы еще долго были закованы в морских глубинах.
«Я могу в образе человека изобразить ветер, речку, небо... Что угодно», — говорит Леся Кара-Коца. Часто присутствуют в ее работах и фантастические животные с человеческими лицами и непременно грустными от мудрости глазами.
А главное в каракокко — доброта, ни малейшего намека на агрессию. Может, поэтому они кажутся немного детскими?