КАКАЯ ДОРОГА ВЕДЕТ К АНШЛАГУ?

Поделиться
6 мая в Национальной опере Украины давали «Катерину Измайлову» Шостаковича. Легендарный спектакль, получивший одобрение самого автора, был недавно восстановлен...

6 мая в Национальной опере Украины давали «Катерину Измайлову» Шостаковича. Легендарный спектакль, получивший одобрение самого автора, был недавно восстановлен. Премьера новой версии прошла лишь единожды, затем «Катерину» возили за границу. И вот — ещё один показ в Киеве, в сущности, второй после премьеры. Опера эта — архитрудная для исполнения, до предела насыщенная драматическим действием, да и нечасто идущая на сцене. И что же — аншлаг, успех, фурор? Нет. Общее число «обилеченных» зрителей могло бы занять чуть меньше половины партера. Добавьте к ним небольшое количество сотрудников театра, студентов и «контрамарочников», и вы получите весь количественно-качественный срез публики, собравшейся в тот вечер в зрительном зале. Все остальные необъятные просторы театра угрожающе пустовали. Невольно встал вопрос — что, собственно, происходит с нашей Национальной оперой? Если её посещаемость никого не интересует, и для заполнения зала уже даже не приводят роту солдат (хотя в данном случае для покрытия зрительского дефицита не хватило бы и полка). Ничто не намекало на уникальность предстоявшего спектакля. Не было ни индивидуальных афиш, ни завлекательных телеанонсов. Состав исполнителей тоже оставался загадкой. Единственным надёжным источником информации была крохотная строчка в сводной майской афише театра...

Первое, что вполне уместно приходит на ум в данном случае, это мысль о катастрофическом недостатке рекламы. И не стоит заканчивать разговор на эту тему, ограничившись упоминанием о вечных финансовых проблемах.

Разумеется, театр не может не зависеть от кассы. И существует он исключительно для, ради, во имя зрителя. И если этот естественный путь к зрителю совершается с трудом, значит что-то не доработано в административном механизме театра. Дабы упредить возможные возражения, не спешу утверждать, что Национальная опера всерьёз столкнулась с проблемой тотального дефицита зрителя. Это вовсе не так. Загляните когда-нибудь на спектакли «Дон Кихот» или «Спартак» и убедитесь, что от зрителей нет отбоя. Но рассматриваемая проблема, взятая в целом, всё же требует деятельного вмешательства со стороны служб, которым предписано заниматься вопросами маркетинга и «продвижения». Это необходимо хотя бы с точки зрения «исторической справедливости». Ведь оперный театр — это гигантский организм. Сколько людей спешили на работу в тот вечер! Это были и гримеры, и костюмеры, и реквизиторы, и рабочие сцены, и капельдинеры. Это были десятки и десятки оркестрантов и хористов, добрая дюжина ведущих солистов. Как по мановению волшебной палочки сложнейшая машина спектакля задолго до семи вечера уже набирала обороты. Вся эта слаженность была возможна благодаря другой работе, проделанной ранее, — кропотливому постановочному процессу, многочасовым репетициям и урокам. И вот все эти несметные усилия квалифицированнейших специалистов, которым, в сущности, цены нет, обращаются в ничто! Потому что большинство зрительских мест в зале пустуют. И десятки квадратных метров красной бархатной обивки немым укором бросаются в глаза дирижеру и солистам, которые с упавшим сердцем замечают со сцены, что зал-то почти пуст! Здесь как раз следует сказать о некоей этической и социокультурной подоплёке проблемы. Получается, что весь этот труд пропадает зря. А каждый из перечисленных тружеников оперного цеха, кстати, отдаёт этому труду всю жизнь. А жизнь человеческая — это ресурс, увы, невозобновимый. Поэтому игнорировать плоды такого труда — по меньшей мере негуманно. И всё это лишь с одной стороны. Если взглянуть на проблему с другой стороны, придется сказать, что наша Национальная опера — первейший и лучший театр в стране — призвана не просто «существовать», а активно «сосуществовать» со зрителем, принося ему пользу как эстетическую, так и, между прочим, просветительскую. Другой Нацоперы у нас нет. А та, что есть, вполне может справляться со своими функциями. Так давайте же сделаем хоть что-нибудь, чтобы облегчить театру выполнение этих функций! И здесь я ратую не за увеличение сборов, а за незыблемость самой идеи достойного существования Национальной оперы.

Цены на билеты у нас, к счастью, остаются доступными. Так в чём же все-таки дело? Нам что, совсем уж ничего не нужно? Или, может быть, художественный уровень спектаклей является причиной зрительского невнимания? Такой вопрос вполне мог бы возникнуть у какого-нибудь постороннего читателя этих заметок. Но спешу уверить — с уровнем как раз всё в порядке. Не имея возможности подробно рецензировать здесь спектакли, скажу лишь, что даже в полупустых залах наши солисты работают без малейших «скидок» на посещаемость. Светлана Добронравова (Катерина) сейчас словно обрела вторую вокальную молодость. Николай Шопша (Борис Тимофеевич) удачно избежал трафаретно-отрицательной трактовки образа и показал нам живую и разнообразную натуру своего героя. А интерпретация партии Сергея Александром Востряковым давно стала классикой отечественного оперного исполнительства. Как всегда великолепен был хор. Страсти на сцене бушевали в полную силу. И остаётся лишь пожалеть, что из-за недостаточного оповещения многие не пришли на этот спектакль.

Через два дня, в воскресенье, должен был состояться спектакль «Война и мир». Ещё более масштабный, еще более «густонаселённый». Правда, поставленный уже более года назад. И я смутно подозревал, что в воскресный вечер агонию Андрея Болконского будет оплакивать лишь кучка оперных фанатов, сгрудившаяся в партере. Придя на спектакль и окинув зал взглядом после третьего звонка, я понял, что, к сожалению, не ошибся… Да, Прокофьев — не Верди. И поэтому тем более важно было подготовить зрителя к восприятию этого оперного шедевра, сообщить ему нечто, что могло бы увлечь и убедить в нужности и важности посещения такого спектакля.

Обе эти русские оперы часто идут на западных сценах. Может быть, на небезупречном русском языке. И не с такими расточительно прекрасными голосами. И не с такими многолетними традициями исполнения русской музыки. Да и цены на билеты там на два порядка выше. Но афиши накануне таких спектаклей непременно будут опоясаны выразительными надписями «Sold out». А у нас почему-то заполнение зала превращается в неразрешимую проблему. Может быть, здесь и кроется причина нашего стойкого несоответствия европейским стандартам? Может быть, мы будем готовы войти в Европу не тогда, когда уравновесим свою условную «потребительскую корзину» и прекратим продавать оружие какой-нибудь Швамбрании, а именно тогда, когда перестанем отворачиваться от своей собственной культуры и примем её всем своим естеством?

Хорошо. Давайте-ка вспомним, что наш театр — Национальный. Так может быть, стоит на безвозмездной основе организовать эффективное анонсирование его спектаклей в государственных СМИ, в первую очередь — на радио и телевидении? А то получается, что о национальном статусе наши государственные СМИ вспоминают только тогда, когда есть возможность кормиться от одного общего, «национального пирога». А когда речь идёт о взаимной ответственности, об обязанности поддержать столь же «национальный» театр, то выходят неувязки. Если представить себе, что будет отснят хотя бы тридцатисекундный ролик с короткими планами самых выразительных сцен из спектакля «Катерина Измайлова» и что этот ролик будет раз двадцать показан по УТ-1, то поверьте, зритель повалит на такой спектакль как на премьеру американского блокбастера! Но никакого анонсирования не произошло. Видимо, даже упомянутые тридцать секунд нельзя сэкономить за счет неуёмной рекламы поющего ректора, Верки Сердючки и других героев отечественной культуры, перед которыми Шостакович, судя по всему, безнадёжно меркнет. Как специалист могу утверждать, что съемки такого ролика потребуют двух-трех часов для выезда съемочной группы ТЖК плюс один час работы видеоинженера в аппаратной. Неужели эта жертва не по силам национальному каналу? Кроме того, со всей ответственностью можно утверждать, что такие ролики были бы готовы показать и некоторые другие телеканалы, например ТРК «Киев», имеющий даже отдельную программу, включающую анонсы событий в сфере классической музыки и музыкального театра. В России подобный механизм оповещения давно пущен в ход и приносит свои плоды. А сколько других путей рекламы, буквально «лежащих на поверхности», можно было бы еще испробовать! В конце концов, коль скоро речь идёт о национальном заведении, можно было бы даже законодательно обязать некоторые печатные СМИ помещать информацию о спектаклях Национальной оперы. Но даже и без революций в законодательстве существует масса других форм работы. «Франковцы», например, поставили дело так, что с их билетами работают распространители, которые порой не гнушаются зайти в какой-либо банк или еще куда-нибудь и просто предложить приобрести билеты. В результате такой деятельности выигрывают не какие-то мифические театральные толстосумы (не очень-то разбогатеешь на билетах по десять гривен), а именно те, кто потом придет на спектакль и сделает для себя столько эстетических открытий, что ему вновь и вновь захочется побывать в театре. Можно активнее работать и с туристическими агентствами. Но главное — нужно иметь в театре специальную службу, которая занималась бы подобными вопросами. Был же у нас когда-то так называемый «сектор зрителя». Похоже, сейчас это подразделение административной службы театра окончательно атрофировалось.

Где же наша хвалёная природная музыкальность и «певучесть»? Видимо, далеко упрятаны её корни, если театр не в силах найти общий язык со зрителем. Особенно болезненна проблема пропаганды отечественного оперного репертуара. Вряд ли какая-то опера украинского автора (речь не идет о «Наталке Полтавке» или «Запорожце за Дунаем») достаточно известна неподготовленному слушателю. И если вообразить себе появление в репертуаре Национальной оперы какого-нибудь нового отечественного произведения (а такая необходимость уже давно назрела), то стоит ли говорить, как важно будет донести такую работу до реального зрителя, а не ограничиться «оптичиванием» очередной строчки в афише. В таком случае все пропагандистские и рекламные усилия будут необходимы вдвойне. Ибо речь идет как раз о том, что насквозь национально. Вот где мог бы сработать громкий статус столичной оперы. Но видно не скоро Национальная опера Украины станет национальной. Така її доля…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме