Недавняя публикация Б.Радченко «Нездоровый передел забытого культурного наследия» (ZN.UA, № 19 от 28.05.2011 г.) посвящена злободневным вопросам операций с культурными ценностями в соответствии с новым законопроектом «О национальном культурном наследии». К сожалению, не все ссылки, приведенные в данной статье, соответствуют именно этому законопроекту. И создалось впечатление, что автор пытался, как он сам и пишет, «обратиться с просьбой осуществить в центральном органе исполнительной власти государственную регистрацию тюремного фольклора Украины».
В свою очередь хотелось бы привести пример конкретных решений, которые в итоге смогут упорядочить антикварно-музейный рынок страны.
Какие бы законы ни принимали в Министерстве культуры или иных министерствах, которые так или иначе связаны с оценкой и учетом культурных ценностей, они вряд ли смогут привнести коренные изменения в данной сфере культуры и экономики. Почему экономики? Потому что денежное выражение товарооборота рынка предметов коллекционирования и культурных ценностей сравнимо с любой другой глобальной статьей дохода государства. Разница лишь в том, что эта статья дохода почти невидима государству, так как находится в теневом секторе давно и крепко.
Что же нужно сделать, чтобы принятие любого нового закона сохранило национальное наследие страны при обязательном соблюдении норм международного права, в том числе и при соблюдении права гражданина на частную собственность, которая может иметь вид культурной ценности или предмета коллекционирования. Можно ли вообще что-то изменить в существующих условиях нерегулируемого рынка этого направления?
Можно. И нужно. Для этого следует подойти к решению проблемы со стороны системного анализа. А это означает:
- Унифицировать понятия и терминологию, различия в которой в разных министерствах и ведомствах не дает специалистам разного профиля находить общий язык друг с другом.
- Ввести документ-паспорт единого образца на все предметы коллекционирования и культурной ценности вне зависимости от формы собственности. Этот документ будет являться идентификационным свидетельством самого предмета и свидетельством его принадлежности, чего сейчас лишено подавляющее число предметов коллекционирования, особенно находящихся в частном владении. Карточка музейного учета не может заменить такой паспорт из-за громоздкости ее ведения и, главное, невозможности учета ( об этом важнейшем моменте скажем чуть ниже).
- Ввести обязательную маркировку предметов коллекционирования и культурной ценности, а также документации к ним, что станет серьезнейшим барьером на пути мошеннических действий различного толка и с самими предметами, и с документами к ним, защитив тем самым их владельцев вне зависимости от формы собственности.
- Утвердить методику оценки предметов культурной ценности и коллекционирования, так как только такой подход сможет поставить в единообразные и сравнимые условия предметы любых направлений коллекционирования. Скептикам самой возможности такого подхода заметим, что существуют апробированные наработки в этом направлении, позволяющие выбрать методики наиболее рационального учета многочисленных факторов формирования стоимости на конечную расчетную стоимость. Здесь выводы могут сделать ученые на основании конкретных результатов проверки разных уже успешно апробированных авторских методик оценки, созданных на научной основе.
- Все вышеперечисленные шаги не дадут практически никакого эффекта, если не будет налажен должный учет и контроль за проделываемыми операциями и выдаваемыми документами. Для ведения учета должным образом требуется наличие соответствующего классификатора, позволяющего заносить предмет культурной ценности или коллекционирования в одну-единственную ячейку хранения информации раз и навсегда. То же самое касается и способов хранения информации о паспортах, оценщиках, маркировщиках, некоторых операциях и характеристиках предметов и их владельцев. Только на основании достоверного учета и хранения информации обо всех операциях, производимых с предметами культурной ценности и коллекционирования можно будет говорить о легализации рынка культурных ценностей и коллекционирования при полном сохранении контроля государства в этой сфере и защиты собственника в соответствии с его конституционными правами.
Только системный подход во взаимосвязи всех указанных направлений позволит навести порядок в тонком, но нужном деле сохранения культурного наследия. Иного пути не существует.
А скептикам стоит почаще интересоваться научно-практическими достижениями в упомянутых областях знаний - жизнь не стоит на месте, и то, что еще вчера казалось неразрешимой проблемой, сегодня уже находит простые и доказательные решения.