Как выжить театру, если он независим?

Поделиться
"Новый украинский театр" уже 20 сезонов существует в негосударственных, независимых координатах.

Руководитель "Нового украинского театра" рассказал ZN.UA о тактике и стратегии существования своего негосударственного проекта, который на плаву и на виду уже 20 сезонов.

В Украине, в столице в частности, настоящий бум вокруг "независимых", т.е. негосударственных театров. Постоянные медиаповоды сопровождают "Дикий театр". В это же время рождаются и новые интересные сценические организмы.

А вот "Новый украинский театр", которым руководит ученик Эдуарда Митницкого режиссер Виталий Кино, уже 20 сезонов существует как раз в координатах негосударственных, независимых. Сам за себя сражается, сам на себя зарабатывает.

Виталий Кино
Виталий Кино

В настоящее время театр расположен в самом сердце столицы, на улице Михайловской. В репертуаре - 37 спектаклей: украинская и мировая классика, современная драматургия. Театр создал и свой успешный спутник - "Божью коровку" (детское направление).

- Раньше наш театр работал на разных площадках, много гастролировал, фестивалил, так продолжалось почти 10 лет, - рассказывает руководитель "Нового украинского театра", режиссер Виталий Кино. - И только потом я понял, что пришло время рискнуть - открыть "свою сцену".

Было много сомнений, мы долго считали, как это возможно "потянуть" - аренда, налоги, зарплаты, коммуналка. Аргументов "за" было меньше.

Но так совпало, что я выпускал интересный актерский курс, полноценную театральную труппу (невероятно талантливые и трудолюбивые ребята, с которыми можно было пойти на подобный риск). Они не хотели расходиться после выпуска по разным театрам (да и найти работу в столичном театре не так-то просто). Я им четыре года "обещал" - "вот придете в театр…". И куда идти? Пришлось сдержать обещание, рискнуть и пойти на авантюру с открытием сцены. Первыми спектаклями на афише НУТа стали бывшие дипломные работы - "Бесталанна" Карпенко-Карого, комедия по рассказам Чехова, коллаж из трагедий Шекспира. Пополнили и детский репертуар - поставили "Івасика-Телесика" Кропивницкого. Кстати, этой пьесы нет ни одном театре Украины. А ведь именно ее можно считать истоком украинской драматургии для детей.

- Как вас находил зритель? Как узнавал о новом театре?

- Зрители ходили странно. На одном спектакле мог быть аншлаг, на следующий день - два-три человека. Но мы настойчиво и самозабвенно играли даже при одном проданном билете. И это не шутка.

Возможностей и средств для рекламы практически не было, поэтому спасало только "сарафанное радио": от человека к человеку. Это для нас была и есть самая лучшая реклама.

- За 20 лет существования театра, какой период оказался самым тяжелым?

- Легко не было никогда. Все годы были трудными. Но все-таки сложнее всего было, наверное, первые два-три сезона после открытия сцены на Михайловской. Первые сезоны - испытание на прочность. Многие артисты хоть и верили в то, что это дело классное, и были полны энтузиазма, но не выдержали подобной гонки. Когда нет стабильности, когда приходится много работать за маленькую зарплату…

Многие ушли и полностью сменили свой род деятельности, ушли в бизнес и т.д. Но те, кто выдержал тогда, сейчас являются настоящим фундаментом театра.

- Что происходило в театре в 2014-м во время Революции достоинства? Ведь театр находился в самом центре событий.

- Поначалу театр работу не прекращал. Многие наши актеры днем были на Майдане, а вечером - на сцене. Удивительно, но люди ходили в театр в тот период даже лучше, чем накануне. Так что работа в театре не прекращалась, пока не начались страшные дни. Каждый был волен решать сам, где ему в это время находиться. После Майдана наш актер Олег Щербина, один из самых, с моей точки зрения, одаренных в труппе, ушел добровольцем на фронт, в зону АТО. Через год он вернулся, повзрослев, и продолжает сейчас работу в театре, много снимается.

- Последнее время - просто бум на создание независимых театров. Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает такой непростой путь?

- Набить шишки. Но самое главное, конечно, верить в то, что "это кому-нибудь нужно…". И работать, работать, работать.

Вот было бы здорово, если бы вместо половины размещенных на каждом углу банков, ломбардов и плохо замаскированных казино открылись театры, студии, актерские школы.

- Во многих интервью читаю, что театральные деятели жалуются, мол, невозможно создать свой театр, с собственной сценой, и долго продержаться.

- Тут, наверное, нет четких рецептов. Это целый комплекс методов и мер. Все время придумываем какие-то новые проекты, интересные нашему зрителю. И по-другому нельзя - ведь наш театр существует исключительно за счет зрителя. Никаких дотаций от государства и спонсоров.

Изначально выстроили, как мне кажется, разумную структуру театра, когда днем мы - Театр "Божья коровка", а вечером "Новый украинский театр".

Детский театр - это наша "коммерческая" в кавычках составляющая. Ведь все нормальные родители желают, чтобы их ребенок получал эстетическое воспитание, прививают любовь к прекрасному. В самые трудные времена именно детский театр поддерживал нас и не давал погибнуть, за что мы безмерно благодарны зрителям.

И именно для них все наши "семейные" проекты, такие как, например, "Семейный театральный клуб", который собирается раз в месяц. Это когда на одной сцене родители смотрят спектакль, а на другой - дети играют, смотрят сказку, получают новые знания на мастер-классах.

- Кто ваш зритель?

- За годы работы мы научились различать зрителей по своеобразному "классификатору". Есть зрители, которые любят только театры с колоннами и "громкоговорящими" актерами.

Они иногда (особенно летом, в межсезонье) случайно забредают к нам, удивляясь небольшому помещению, и тут возможны два варианта развития событий - либо они уходят в антракте, не обнаружив солидного театрального буфета, либо происходит переоценка ценностей, и они понимают, что и такой театр тоже может быть. Есть зрители, которые любят только камерные театры, они сами рассказывают, что "мы ходим только к вам, в "Колесо", "Золотые ворота". А есть зрители, которые любят все новое, они специально ищут такие необычные места.

- Что влияет на подбор репертуара?

- Репертуар разнообразен. Классика, конечно. Много пьес-первопрочтений, которые еще не шли в Украине. Из таких открытий у нас пьеса "Я пришел" белорусского автора Николая Халезина, он же художественный руководитель "Свободного театра", работает в Англии.

Также спектакль "Еротичні сни нашого міста" по новеллам из книги "Звірослов" известной украинской писательницы Тани Малярчук.

Спектакль "Невинасімі люди" по пьесе Романа Горбика "Центр", по которой, кстати, недавно вышел фильм "Припутні". А мы играем эту пьесу три года. И есть еще много других новых, оригинальных авторов, чьи пьесы впервые прозвучали на нашей сцене.

На этот сезон мы запланировали спектакль под условным названием "Нам 20 лет", в котором "замиксуем" эпизоды и номера со всех наших спектаклей. Запланировано несколько
премьер. Ближайшая - спектакль по текстам Ольги Кобылянской.

Для нас в театре очень важен комфорт - внутренний, душевный, духовный. В своем маленьком доме мы любим друг друга, ценим наших зрителей, уважаем авторов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме