Северодонецк - это километров за 30 от линии, на которой еще стреляют. В свое время из Луганска сюда переселился областной академический украинский музыкально-драматический театр, оказавшийся без угла. Полгода назад этот театр получил в нынешнем административном центре области реконструированное для него здание бывшего клуба (постройки середины прошлого века). Недавно здесь играли премьеру "Лавины" (автор пьесы - Тунджер Джюдженоглу, режиссер - Владимир Московченко).
На сцене диво дивное - снежное царство. И персонажи под стать ему одеты фантастически, разговаривают таинственным полушепотом, ходят чуть ли не по-лунному.
- Новогодняя сказка продолжается! - весело определились некоторые зрители. И, пожалуй, так настроились многие, тем более что на афише режиссер определил жанр постановки как "ироническая притча".
Позднее начинаешь понимать: тут не ирония, а горький сарказм.
Актеры показывают героев клоунами-марионетками, для которых главное - жить тихо, как повелось, не понимая, не чувствуя, насколько это унизительно, нелепо и бесперспективно. Не зря центр сцены занимает обреченный на неподвижность автомобиль, которому остается только ржаветь.
Теперь понимаю, почему режиссеру В.Московченко не дали выпустить этот спектакль у себя в Луганске в 2012-м…
Трудно сказать, кто и чему тогда бы внял, расшифровывая все эти образы, аллегории. Но теперь заслуженным артистам Украины Наталье Карчковой, Ольге Яковенко, Ивану Шербулу, их молодым коллегам Анастасии Адначевой-Пономаренко, Денису Пономаренко, Александру Михайлову, Инне Амброзиевой, Ярославу Грошеву, Александру Глянцеву (другим исполнителям) удалось донести до зрителей то, что и замышлялось.
И залу не до смеха. Пришло понимание: это не сказка, а жизнь. Причем жизнь не далекого горного селения в Турции, а наша. Это над нами нависает опасность, которую можно встретить по-разному, преодолев или не преодолев страх. Промолчав или возвысив голос.
Зал замирал в ожидании того, что произойдет дальше, солдаты рядом со мною сжимали подлокотники кресел, пожилая женщина смахнула слезу.
Естественно, пересказывать увиденное нет надобности. Спектаклю, несомненно, суждена интересная жизнь - гастрольная, фестивальная.
Тем временем удалось побеседовать с драматургом, который старается бывать на премьерах своей "Лавины" в разных городах и странах.
- В Румынии, например, эту же пьесу ставил режиссер-пацифист, - говорит драматург Тунджер Джюдженоглу. - Он заменил сценическое оружие… молоком. Как я оцениваю украинский спектакль? Сейчас внес бы его в топ-5 лучших по этой пьесе. С режиссерской трактовкой спорить не буду. Главное, все сделано чудесно.
***
Вместе с "Лавиной" труппа Луганского областного украинского театра пересекла экватор своего 77-го сезона. Вскоре "Лавину" повезут на ХХ Международный театральный фестиваль "Мельпомена Таврии" в Херсоне и Николаеве.
Гастролирует этот коллектив активно - в своей и других областях.
"Приезжайте и в Беларусь! - сказала актерам после "Лавины" гостья из Минска. - Только "Лавину" могут и не пропустить: все очень ясно читается".
Впрочем, сегодня есть смысл приезжать на "Лавину" и другие спектакли именно в Северодонецк. Министр культуры Евгений Нищук, кстати, рекомендует активней заняться в нашей стране театральным туризмом.
Вслед за "Лавиной" - в этом же театре - премьера спектакля "Веселый дух" по пьесе Ноэла Пирса Кауарда. В этом проекте, продолжая свою волонтерскую деятельность на Востоке Украины, участвует популярная актриса театра и кино Римма Зюбина.
Я увидел, насколько теплые и искренние отношения сложились у известной столичной актрисы с коллегами из глубинки - общая вдохновенная работа, обмен энергией.
Этот театр охотно сотрудничает и с приглашенными режиссерами. При поддержке немецкой ассоциации VladOpera e.V. и движения "Украинская новая драма" вместе с киевским постановщиком Андреем Маем осуществили экспериментальный проект - документальный спектакль "Байки Сєвєра". Он заинтриговал зрителей необычностью. Перед ними предстали истории реальных участников последних драматических событий вблизи Северодонецка. Зрителям можно было самим включиться в сценическое действие.
В Северодонецк приезжают и для обмена опытом. Национальный союз театральных деятелей Украины (НСТДУ) в этом сезоне провел в Северодонецке семинар-тренинг "Трансформация - шаг от актера до режиссера", собрав коллег из нескольких областей.
А премию НСТДУ им. Мыколы Садовского директор Сергей Дорофеев получил "за сохранение театра на украинской территории и популяризацию национальной культуры".
Украинский театр стал неотъемлемой частью жизни северодончан. Независимо от того, кто на каком языке разговаривает.
Разве нужны переводчики сердцам зрителей, когда в театре - "Наталка Полтавка" по Ивану Котляревскому (ее поставил Иван Шербул), "За двома зайцями" Михайла Старицкого, "Пошилися в дурні" Марка Кропивницкого (первые режиссерские работы Евгения Мерзлякова), трагифарс "Маклена Граса" по Мыколе Кулишу (постановщик Владимир Московченко)?
Территория театра, поддержанного местными властями, оказалась уютным уголком Северодонецка. Хотя еще недавно этот старый, отдаленный район города выглядел запущенным. Теперь он стал притягательным культурным центром. Любителей театра становится больше, не на все премьеры можно попасть сходу, спектакли обсуждают.
Труппу пополнили актеры местных самодеятельных театров, в первую очередь - Народного молодежного из Дворца культуры химиков (увы, Северодонецкое объединение "Азот" из-за безденежья ныне вынуждено приостановить работу своего ДК).
Однако директор театра говорит, что есть и проблема: в штат нельзя брать актеров "без специального образования". Но поди набери "дипломированных" в небольшом городе, да еще и в неспокойном крае. Кстати, Евгений Нищук пообещал с этим разобраться, поддержать коллектив.
Сегодня можно говорить о серьезном этапе, пройденном коллективом самого восточного театра Украины.
И спектакль "Лавина", считают здесь, - только один из рубежей в том, что намечено.