Неприбыльный негосударственный фонд «Изоляция» как платформа культурных инициатив» была основана в 2010 году в Донецке на территории бывшего завода изоляционных материалов. В июне 2014 года территорию захватили вооруженные представители самопровозглашенной «Донецкой Народной Республики», после чего учреждение перебралось в Киев. Несмотря на переезд, тема Донбасса постоянно находилась в фокусе программной деятельности «Изоляции». Наконец, летом 2020-го платформа вернулась на Донетчину, а именно: в небольшой город Соледар.
«Изоляция» — заметный игрок на культурном поле Украины. У нее есть имя, репутация и опыт, и совместно с другими учреждениями и инициативами она формирует и развивает современный культурный ландшафт страны. Ее переезд в небольшой город на Донетчине (население Соледара немногим больше 11 тысяч людей) — это новые возможности и перспективы роста для местной громады, города и региона вообще. А также хороший пример для других малых городов, показывающий, каких результатов можно достичь в краткосрочной и долгосрочной перспективах, если местная громада готова признать культуру одним из приоритетных направлений.
Среди возможных преимуществ для локальных громад, которые дает культура, — качественный досуг, привлечение местных жителей к реализации культурных проектов, новые рабочие места, развитие культурной и туристической инфраструктуры, а, следовательно, приход новых инвесторов, выход местного малого бизнеса из тени и новые жизненные сценарии для молодежи, которая ищет самореализации.
Десять месяцев в Соледаре: первые результаты
Для «Изоляции» важно делать не просто артпроекты, а такие, которые способствуют изменениям, в частности и инфраструктурным. Конечно, мы не можем улучшить дороги или общее качество жизни в городе, но можем эту жизнь сделать более наполненной и осознанной. В Донецке заброшенный завод мы превратили в художественное пространство. В Киеве создали культурное пространство IZONE. Конечно, нам хочется сделать что-то похоже и в Соледаре, но на это нужны большие средства и время. Впрочем, кое-что мы уже успели воплотить в жизнь.
Первым масштабным проектом «Изоляции» на новом месте стала серия кратковременных резиденций для художников «Заземление», которая продлится до августа 2021-го. Ее цель — языком современного искусства привлечь внимание к экологическим и социальным проблемам в регионе, спровоцированным человеческой деятельностью. Художники в течение недели живут в Соледаре и работают над художественными проектами, которые потом остаются в городе. С января здесь уже побывали художники из Киева, Теребовли, Львова и других городов. Они работали над инсталляциями, видеопроектами, саундартом, текстами, скульптурами. Встречались с местными жителями, читали лекции, делились опытом.
Платформа открыла в Соледаре и обновленный офис. Здесь команда «Изоляции» всегда готова рассказать всем желающим о своих планах, поделиться информацией и полезными линками. Местным жителям мы предлагаем лекции и публичные события на тему современного искусства. Отдельное важное направление работы — лекционная программа для молодежи о современном искусстве, а также о различных возможностях: онлайн-лагерях, стипендиях, грантах и т.п.
Важно подчеркнуть, что мы пришли не на пустое место, не в пустыню, до нас здесь уже был некий опыт и некоторые наработки в сфере культуры. Мы можем быть катализатором культурных трансформаций, но они невозможны без желания и активного привлечения местной власти, громады и бизнеса. Лишь сотрудничество приносит плоды.
Сила — в синергии
Серию коротких резиденций для художников «Заземление» мы запустили в конце прошлого года в сотрудничестве с соледарским домом культуры и при поддержке Соледарской городской рады. Главный донор проекта — Украинский культурный фонд. Такая форма сотрудничества с местной громадой позволяет активно привлекать соледарцев к диалогу, понимать их культурные потребности и предлагать им вещи, которые их действительно интересуют. Например, Юрий Кручак и Юлия Костерева, представляющие художественную инициативу Open Place, во время резиденции совместно с местными подростками создали видео о заброшенном Белокаменском заводе огнеупорных материалов. Исследовать этот объект художникам предложили сами школьники. А художественный дуэт из Киева @shallow_wat и @some_static_pictures — Ирена Тищенко и Татьяна Павлюк — привлекли молодежь к созданию инсталляции, где использовали воду, искусственную кровь и кристаллы каменной соли. Рассказывают, что результат понравился всем участникам действа.
А недавно еще один резидент — известный скульптор Астиан Рей — представил в Соледаре свои скульптуры «Люди-акулы». На презентации соледарцы активно расспрашивали художника о материале, технике, а также об идее, которую он вложил в свои работы. Получился интересный диалог. Мы планируем подарить эти скульптуры городу. Хотим с каждым приездом художника или исследователя привносить в город нечто новое, что делало бы Соледар более привлекательным и для местных жителей, и для туристов. Ведь культура — это не только условная красивая картинка, это взаимосвязь с экономикой, с развитием региона, с повышением самосознания местных жителей.
У нас как у культурного учреждения есть краткосрочные и долгосрочные планы. Среди краткосрочных — в сотрудничестве с органами местной власти Соледара увеличить количество культурных событий в городе и вообще в ОТГ. Чтобы основательнее укорениться здесь, нам нужна поддержка. Речь идет не только об инфраструктуре или финансовой поддержке, но и о понимании локального спроса на культурный продукт, о потребностях местных жителей в культуре. Скажем, мы хотим говорить больше о современном искусстве, а людям, возможно, нужно больше базовых понятий — что такое вообще культура, зачем она. И именно сотрудничество с местным Домом культуры помогает нам сделать наши программы максимально эффективными и интересными для соледарцев.
Также среди краткосрочных целей — найти дофинансирование на наш особый проект «Гуртобус». Чтобы уже в ближайшее время он как передвижная площадка для кинопоказов и проведения разных мастер-классов начал путешествовать по городкам Украины, в частности и по Соледарской ОТГ.
В долгосрочной перспективе — поддержка инфраструктурных трансформаций. Сейчас мы подали заявку на грант от Европейского Союза, она прошла первый этап отбора. Получим ли мы финансирование (почти миллион евро), узнаем в июле. По условиям гранта, каждый из партнеров должен обеспечить не меньше 10 процентов софинансирования, и местная власть как партнер нас поддержала. Этот проект рассчитан на 26 месяцев, в него мы заложили не только разработку громкой культурной программы, но и частичную реконструкцию Дома культуры в Соледаре и предоставление субгрантов художникам из других городов, чтобы они приезжали работать здесь над своими проектами. У нас хорошо и подробно продумана программа, которая учитывает интересы как Соледарской ОТГ, так и вообще Донецкого региона. А со временем она может быть имплементирована по всей Украине.
Если же мы не получим этот грант, будем искать другие возможности для воплощения в жизнь нашего проекта. Будет нелегко, однако результат того стоит.
В дальней перспективе мы бы хотели приобщаться к развитию стратегических планов развития как туристического, так и культурного сектора Соледарской ОТГ. Совместно с органами местной власти и местной громадой сформировать единую культурную программу, которая соединит в себе международный опыт работы «Изоляции» с опытом и спросом на локальном уровне.
Город уже меняется
То, что культура в конце концов привлечет в регион новых инвесторов и станет катализатором для изменений — вполне реальный сценарий в разрезе нескольких лет. «Изоляция» уже привлекла внимание людей к Соледару своими художественными проектами. Кроме активной циркуляции упоминаний о городе в СМИ, можно заметить и практические изменения, которые уже происходят здесь. В контексте наших проектов, в частности артрезиденции «Заземление», мы начинаем активно говорить о первоочередных вещах — где переночевать, где поесть, как решить вопрос с локальным транспортом. Чтобы это было качественно, удобно и легально. Спрос уже есть, должно подтянуться и предложение.
Я уверена, что со временем количество официальных предложений найма жилья и транспортных услуг будет лишь возрастать. Сначала нам было очень сложно найти таксиста, у которого есть лицензия, официальные документы и который может выставить нам счет. А теперь уже легче. Через год будет еще легче. Потому что люди будут понимать, что им выгодно открывать собственный бизнес в правовом поле, выгодно работать легально и платить налоги. Потому что это дает им более широкие возможности и более привлекательные условия труда. А понимание этих вещей будет непосредственно влиять на локальную экономическую ситуацию.
Кроме того, художественные проекты являются для людей дополнительным стимулом посетить Соледар. Планируя поездку, они видят, что в городке, кроме экскурсий в удивительные соляные шахты, работают и другие культурные программы. Это дополнительное предложение для туристов и дополнительная туристическая ценность города. Все знают, что в Соледаре есть замечательные соляные шахты, а что еще?
Культурные проекты важны и для местной молодежи, особенно когда речь идет о малых промышленных городах, где жизнь сконцентрирована вокруг шахты или завода. Они показывают другие жизненные сценарии — что реализоваться можно не только в шахте или предприятии и что для этого не обязательно выезжать из родного города. Надо формировать насыщенную культурную среду, где молодые люди смогут не только удовлетворить потребность в качественном досуге, но и реализоваться как специалисты, найти себя, сделать свой вклад, в частности и в экономику города.
Уже сейчас резиденции показывают, как это действует и как это может быть в будущем в значительно больших масштабах. Например, один из наших резидентов будет заказывать у местных швей костюмы, а не шить их в Киеве. В Соледаре есть большое разнообразие продуктов и услуг, которые можно привлекать во время реализации культурной программы. Это и артпродакшен, и подготовка проекта, и монтаж выставок, и транспортные услуги и т.п. Проще и рациональнее искать местных подрядчиков, чем везти людей из Киева или другого большого города. Чем больше культурных проектов в городе, тем больше возможностей для местных применить свои профессиональные умения и навыки.
Конечно, есть зона риска, о которой надо говорить, — это близость к линии боевых действий. Такая близость замедляет развитие региона. Но я очень надеюсь, что наша работа, наши культурные проекты со временем мягко сместят эти акценты. Ведь культура на самом деле значительно сильнее, чем мы думаем. И когда речь идет об изменениях, в частности экономических, нужно держать это в фокусе.