ИЗБРАННИК КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ СТИХИИ

16 января, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 3, 16 января-23 января 1998г.
Отправить
Отправить

В фильме «Фучжоу» есть эпизод. Океан, яркое солнце, бирюзовые волны. Орест, герой фильма, стоит на палубе шхуны, которая без движения колышется на легких волнах...

В фильме «Фучжоу» есть эпизод. Океан, яркое солнце, бирюзовые волны. Орест, герой фильма, стоит на палубе шхуны, которая без движения колышется на легких волнах. С проходящего мимо катера в рупор спрашивают парня: «Не нужна ли помощь? Можем взять на буксир и доставить, куда скажете». «Мне надо в Канев», - отвечает Орест. «Что такое Канев?» - с недоумением спрашивает американский моряк. «До Босфора, а потом - налево...» Американцы охотно согласились, хотя непонятное название и сбило их с толку. Но... не сошлись в цене.

Эпизод не только комедийный, но в некоторой степени символичный. Тарас Денисенко, сыгравший Ореста, во время съемок действительно плавал в океанских волнах недалеко от берегов Америки. Но возвратился домой, чтобы плавать на буксующей шхуне нашего родного кинематографа. Хотя тогда, в 1991 году, мыслились совсем другие его масштабы, виделись прочными паруса и ветер казался попутным...

Среди киноактеров нового поколения, активно включившихся в творческий процесс в 90-х годах, можно назвать немало ярких имен. Но, к сожалению, очень немногим удалось остаться преданным своей профессии, регулярно сниматься, а тем более, создать галерею интересных экранных героев. Тарасу Денисенко это удалось. То, как играет этот актер, не всегда поддается логическому объяснению. Точнее сказать, он способен воплотить на экране и художественно оправдать любой замысел постановщика - создать образ алогичный, абсурдный, реалистический, условный. При этом оставаться собой, быть узнаваемым. Можно считать это главной характерной чертой актера Тараса Денисенко.

Его дебют в кино был блестящим - главная роль в фильме «Как молоды мы были» Михаила Беликова. Роль-удача, которая принесла известность студенту ВГИКа. Михаил Беликов снимал фильм в 1985 году о своем поколении. В юном пареньке-студенте 60-х угадывались биографические черты автора фильма. Повседневность, любовная история, пережитая героем драма, ведь его возлюбленная была серьезно больна. Но, тем не менее, родила ему сына, которого назвали в честь первого космонавта Юрия Гагарина. Первая любовь, первый ребенок, первый космонавт. Ликование, всеобщая радость, которую не могла заглушить личная беда. Фильм-ретро, в котором до мелочей воссозданные детали быта и конкретное время материализировались на наших глазах. Узнаваемый герой - беспокойный романтик, добрый и открытый жизни. Незащищенный и в то же время готовый к испытаниям. Беликов отдавал дань своей юности. Тарас Денисенко легко и непринужденно жил в образе, в предлагаемых обстоятельствах, вызывая светлые, ностальгические чувства.

Но как давно это было! Сегодня, уже умудренный профессиональным и жизненным опытом, Тарас может сказать о себе тогдашнем: «Как молоды мы были!» А мы - добавить: «Но готовы к испытаниям». Впрочем, для него кино испытанием не было, наоборот - родной стихией. И это не просто слова. Его отец, режиссер Владимир Денисенко, снимал «Сон» - биографическую ленту о молодом Тарасе Шевченко, и в этом же фильме снялась его мама - Наталья Наум. Фильм закончили в 1964 году, а в начале 1965-го родился он. Имя ему дали в честь Тараса Шевченко. Таким образом, его творческая биография началась еще до его рождения... Преподаватели были довольны студентом из Украины - дебют его замечен, отзывы лестные. Игра его была органичной, казалось, он без всяких усилий воплощался в образ. Будто играл самого себя. И герой нам был интересен. С ним хотелось общаться, он запоминался. Но такое ощущение, как известно, возникает тогда, когда актер - личность.

Судьба была благосклонной - он снимался постоянно: «Квартирант» (1987), «Как мужчины о женщинах говорили» (1988), «Горы дымят», «Караул» (1989). Но от блестящего дебюта прошло почти шесть лет, прежде чем ему удалось сыграть по-настоящему значительную роль в интересном фильме Андрея Дончика «Кислородный голод» (1991). Фильм у нас не показывали, за исключением премьеры в Доме кино и одного показа в «Панораме украинских фильмов» во время кинофестиваля «Молодость» (права на этот фильм - у гражданина Канады, который и показывает его во многих странах, на разных кинофестивалях). А фильм, безусловно, нужен здесь. И не только потому, что в нем правда о Советской Армии. «Кислородный голод» наметил очень плодотворную тенденцию личностного начала в украинском кино, ведь фильм - о пережитом самими авторами. Делали его молодые люди: соавтор сценария - писатель Юрий Андрухович, режиссер - Андрей Дончик, да, наверное, и многие актеры - в их памяти еще не выветрилось впечатление о службе в армии. И вот она - сила реализма! Ужасы дедовщины, правда о так называемых внеуставных отношениях.

Тарас - в главной роли. У него - особая миссия. Он - далеко не супермен, ничем особенным не выделяется среди других юношей, но он противостоит страшной армейской машине, нивелирующей личность. Он не хочет доносить на солдат - таких же жертв жестокого порядка, как и он. Не хочет подчиняться «дедам». Он отстаивает чувство собственного достоинства, несмотря ни на угрозы, ни на пытки, ни на унижения. Напоминает он стойкого оловянного солдатика и в своей стойкости идет до конца. Финал фильма открыт, ибо неизвестно, что ожидает героя, который нечаянно в схватке застрелил своего мучителя. Единственное, в чем нет сомнения, - этого человека не согнуть. И когда фильм вышел, стало ясно (и еще с большей очевидностью ясно сейчас), что смысл его перерастает конкретную судьбу, изображенную среду, становится обобщением. И герой Тараса Денисенко - мечтатель, скромный и вроде бы незаметный - стал воплощением национального духа украинцев, стремление к свободе которых не смогли сломить никакие испытания.

За эту роль - сложную в плане психологическом и постановочном - актер был награжден призом международного кинофестиваля в Салониках, отмечена она и на многих других кинофорумах.

По сравнению с его Билыком тем более контрастно выглядит Орест в фильме Михаила Ильенко «Фучжоу». Совершенно другой материал. Но здесь герою тоже немало достается. Хотя - удивительное дело! Он в огне не горит и в воде не тонет. Более того, брошенную командой во время шторма шхуну спасет и, выйдя из передряг, обнимет свою возлюбленную, которую в буквальном смысле искал по всей земле. Масштабный, богатый на выдумки и фантазии мир этого фильма дал возможность актеру проявить не только свое комедийное дарование, а и необходимую для такого жанра, как вестерн, динамичность, сноровку, физическую тренированность. Приятно, что в этом фильме целое созвездие украинских актеров (Артур Ли, Евгений Пашин и другие) уверенно и легко пародировали американские вестерны, демонстрируя трюки, драки, беготню в таверне, на палубе шхуны, обратившись к наиболее действенному оружию против трафаретов американского кино - насмешки над ним. Украинские актеры сыграли свежо, динамично, как говорится, с удовольствием. А Тарас в этом ансамбле лидировал.

«Фучжоу» также стал фестивальной лентой, и, например, благодарные зрители Роттердама, где фильм участвовал в ХХV Международном кинофестивале, восемь раз смотрели его, каждый раз выражая восхищение...

Последние годы не являются благоприятными для украинского кино. (Почему - тема для отдельного разговора, возможно, с Тарасом, ибо по поводу судьбы украинского кино, культуры у него есть много личных наблюдений, выводов. Неудивительно - ведь он принадлежит к мыслящим художникам, хотя вроде бы и не пристало актеру в такой степени концентрироваться на «проклятых» вопросах. Но тут уже от Бога... Да и сама жизнь к этому склоняет. «Вы заметили, - говорит Тарас, - дважды я ни у одного режиссера не снимался. Вступаю с ними в творческие дискуссии, а кому это понравится?»)

Но даже в условиях «малокартинья» Тарас снимается фактически без пауз. Нет, не в рекламных роликах, не в телешоу. В кино. И не в коммерческом, а в художественном. Он продолжает работать в своей профессии, что сегодня у нас действительно можно считать чудом.

Роль в фильме «Заручины» по В.Винниченко (сериал «Остров любви», режиссер Олег Бийма, «Укртелефильм») - одна из значительных его удач. Ведь речь идет об украинском интеллигенте. Раньше в украинском кино советского периода этих персонажей на экран не принято было и допускать - с ними сплошные хлопоты, а вот сейчас что-то вроде реабилитации. Но дело в том, что в этом произведении В.Винниченко очень критически настроен. Возможно, эту критичность диктовала ему пресловутая «честность с собой», которая могла переходить любые пределы и превращать действительность в фарс, что, впрочем, и происходит в данном фильме. Как бы то ни было, в этом сложном жанре Тарас Денисенко держится так же естественно, ничуть не снижая образ Миколы, наоборот, показывая его психологически убедительным и наполненным. Хотя образ неоднозначный, а ситуация, скажем так, достаточно скользкая (в нашем кино она почему-то игнорируется). Речь о двуязычии общества. Микола, национально сориентированный интеллигент, полюбил девушку из русскоязычной семьи. Она как бы ответила ему взаимностью и, как ему показалось, начала разделять его украинофильские чувства, читала книги, которые он ей приносил. Но вот его пригласили в дом к возлюбленной на помолвку. У него даже и сомнений не возникает по этому поводу, он верит в свое счастье. Но оказалось, что помолвка не с ним, а с другим претендентом. А Микола остается публично унижен и осмеян. Можно ему посочувствовать, но дело в том, что он слаб, не способен противостоять среде. В доме, где собралось множество людей, он совершенно чужой, но незнакомые ему люди предлагают ему не общение, а водку. Он покорно напивается, хотя и ненавидит спиртное. Согласитесь, узнаваемые черты?

Тем не менее, игра Тараса Денисенко в этом фильме не оставляет гнетущего впечатления. Каким-то образом он дает шанс своему герою. Вероятно, такое впечатление создается еще и потому, что фактически все посетители дома, да и его хозяева, оказываются уродливыми, распущенными до безобразия. Потерпевший фиаско герой смог увидеть свою избранницу в истинном свете.

Вот это чувство неиссякаемого оптимизма, внутренней свободы, которым он наделяет своих героев, дало актеру возможность быть убедительным даже в образе героя из... потусторонней жизни. Именно такого героя он сыграл в фильме Дмитрия Томашпольского «Будем жить!». Герой несчастлив, его не понимает жена, не любят родные - после того как его в больнице чудом спасли врачи, он, вернувшись домой, обнаруживает, что его место занял уже другой мужчина, он покончил с собой и в том, другом, мире нашел свою настоящую любовь. Вот где режиссеру для главной роли пригодился такой актер, как Тарас Денисенко, с его умением быть убедительным в любых обстоятельствах! Иногда даже думаешь, а может, это он и провоцирует авторов фильмов на такие невероятные истории?

Нужно вспомнить и его небольшую роль юродивого в фильме Владимира Домбровского «Юденкрайз, или Вечное колесо» - еще один вариант дерзких выдумок и юмористических небылиц. Роль несколько неожиданная, но в этот расцвеченный разнообразными, во многом эксцентричными персонажами фильм Тарас Денисенко вносит свою краску.

И наконец - главная роль в фильме Станислава Клименко «Душа с прекрасным назначеньем» (название - первая строка из посвящения Тараса Шевченко Варваре Репниной поэмы «Тризна»). Премьера этой картины состоялась в Доме кино в декабре. Фильм об отношениях Тараса Шевченко и княжны Варвары, о сложных чувствах и барьерах, которые возникают между любящими людьми. Печальный фильм о несостоявшейся любви, о своеобразной личности, которая могла покорять многих и которая оставила глубокий след в судьбах людей.

Тарас Денисенко в пределах фильма снимает дистанцию (времени, чрезмерного пиетета, забронзовелого величия) между нами и Поэтом, предлагает увидеть Тараса Шевченко живым, полным чувств, когда этот избыток жизни выплескивался в хмельном веселье с Мочемордами. Его герой постоянно переживает смену настроений и душевных состояний. Вот страдающая о нем Варвара Репнина показалась ему неуместной, но вот он переживает душевное смятение, а вот он переживает счастье тихого общения двух родственных душ. Эти тонкие нюансы психологических состояний делают ткань фильма прозрачной и воздушной, светлой и чарующей.

В этом и состоит мастерство артиста, его талант, его неиссякаемая вера в украинское кино. Эта вера питает его энергию, помогает преодолевать разочарования, дает радость общения со студентами кинофакультета, где он преподает актерское мастерство, а в свободное время работать над сценариями. Рассказывать о нем приятно, ибо приятно воздавать должное вдумчивому художнику, творческой личности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК