Бурная общественная дискуссия по вопросу спасения «утопающей украинской культуры» посредством рук самих утопающих на днях возымела продолжение. На благородном заседании избранных представителей культсоциума (модераторы — братья Капрановы) в рамках акции «Украина — зона культурного бедствия» снова были озвучены новые душераздирающие цифры и шокирующие факты… Оказывается, несмотря на победные реляции о возрождении отечественного кино, кинотеатров (на местах) становится меньше, а драматических (и музыкальных) театров — во много раз меньше.
Действительно, ведь это очевидный парадокс. «Украинского кино не существует!» — для многих притча во языцех. Об этом недвусмысленно говорят и афиши. Но за последние несколько лет наши режиссеры весьма удачно «поохотились» на двух берлинских медведей и сорвали золотую ветвь с каннской пальмы, не говоря уже о добром десятке других международных фестивальных отличий. Если о фактах, то в Полтаве лишь два кинотеатра на 315 тысяч населения. В Ивано-Франковске на 234 тысяч — лишь три кинотеатра. Чтобы сохранить кинотеатры, многие их работники вынуждены приторговывать одеждой. А в Охтырском районе Сумской области вообще нет ни единого кинотеатра… В советские годы Украина была одним из наибольших производителей кинопродукции в СССР. Одна лишь киностудия им.Довженко снимала до 30 фильмов в год. Сейчас же большинство украинских киностудий превратились в «киностудии закрытого типа».
— Картина Александра Довженко «Земля» и сегодня входит в десяток лучших фильмов мирового кинематографа, — говорит кинорежиссер Лесь Санин. — А наибольшая проблема украинского кино — та же земля. И первопричина уничтожения украинского кино — борьба за землю. Большинство чиновников именно из-за этого и уничтожают культуру. Почему кинематография других стран успешно здравствует? Потому что на украинской кинотерритории действуют первобытные законы — законы силы. Естественно, что книжный магазин или киностудия не может платить равнозначные налоги, например, с банком или салоном, который торгует полулегально ввезенными в Украину автомобилями. И если так пойдет дальше, то государство полностью уничтожит собственную культуру. Ведь кроме меркантильных интересов существует еще и территория сердца и души. Почему-то много людей хотят видеть и слышать нас.
Интересный подсчет: в советские времена в Украине действовало 25 тыс. киноустановок. Площадь среднего киноэкрана — 16 кв. м. Если перемножить эти цифры, то выходит, что общая площадь украинского киноэкрана составляет 40 гектаров! Представьте — 40 гектаров кино!
— Кино в «гектарах» измерить трудно, — вступает в разговор режиссер Михаил Ильенко. — Лучше выдавать по пять-шесть киногектаров в день, нежели один раз 40 га в год! Эти киногектары, к сожалению, сегодня простаивают невспаханными. Печальный вывод для меня, как для режиссера: кино — неуспешная коллапсирующая сфера. Хотя количество общих киноустановок сейчас намного выросло. Даже проигрыватели DVD сегодня в каждом доме. Но все это кинополе работает не на Украину. Кино — цепная реакция. А сегодня нет главного — возвращения в кинопроизводство. Потому что ныне некоторые студии находятся под двойной атакой рейдеров. Я как основатель фестиваля «Відкрита ніч» могу сказать, что видел качественное украинское кино. Сейчас мы планируем запустить серию дисков с теми фильмами, которые на данном фестивале короткометражек вышли на первый план. Ведь большинство из них вернулось из заграницы с престижными призами.
Что же касается отечественного театра… Здесь тоже не ренессанс. Например, в Кременчуге Полтавской области (в городе с населением свыше 200 тысяч) вообще нет ни одного театра. А может, и не нужно им? Зато до Великой Отечественной войны в нем было три театра. Как утверждают культактивисты, на всю Донецкую область сегодня лишь пять театров. А на Кировоградщине — только четыре.
Режиссер и директор киевского театра «ДАХ» Владислав Троицкий считает, что «вся нынешняя театральная институция какой была, такой и осталась, и обслуживает она лишь саму себя». Г-н Троицкий также утверждает, что у нас вообще не существует «молодых режиссеров как класса» (разумеется, кроме него и Богомазова, хотя и это спорно, постановщикам уже давно не двадцать). Странно и то, что персонально г-н Троицкий, кажется, преподавал в Киевском театральном… И на каких сценах, спрашивается, племя младое, выпущенное из-под его крыла?
Ну и снова о культуре. Конечно же, сладостно мечтать на пресс-конференциях, сколько бы фильмов появилось в стране, будь Юлия Тимошенко кинопродюсером, а не политиком… Мечтать не вредно. Но, говоря о проблемах культурной сферы, надо бы деликатней и вежливей быть хотя бы в некоторых своих образных формулировках. К примеру, предлагают «учредить» рейтинги хамства — «Золотой намордник» и «Золотой ошейник». Первый — для иностранных структур, которые за границей оскорбляют наших «подвижников». Второй — для отечественных органов власти, которые порою за словом в карман не лезут. Но даже при подобной вопиющей несправедливости, уважаемые друзья, все же не стоило бы опускаться до уровня «оппонентов»… «Намордник» и «ошейник» — это все-таки другая опера. Далекая от борьбы за прекрасное.