«И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ

Поделиться
Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом. Никифор Ляпис-Трубецкой Какое литературное произведение может обойтись без изображения звездного неба!..

Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом.

Никифор Ляпис-Трубецкой

Какое литературное произведение может обойтись без изображения звездного неба!

И впрямь, что лучше небесного пейзажа оттенит душевные переживания героя? Что так подчеркнет трагизм одиночества? Что вселит оптимизм и бодрость?

Разумеется - Светила, так широко представленные на нашем небосклоне и всегда находящиеся под рукой у настоящего художника...

Читатель, как правило, в состоянии оценить правдоподобие происходящего на земле. Гораздо труднее ему разобраться с небесами. А в небе, в нашем «литературном» небе, происходят поистине невероятные вещи... Робкие, интеллигентные возражения астрономов в специальных журналах, даже целое исследование В. Лепилова «Литература и астрономия» явно не в силах остановить происходящие в небе чудеса...

Итак, о чем чаще всего пишут поэты и писатели? Конечно же - о лунных ночах... Казалось бы, известно: при полной Луне слабые и средние по яркости звезды в южной половине неба и в зените практически не видны. Даже яркие звезды здесь кажутся намного слабее и не бросаются в глаза. И только в северной части неба, ближе к горизонту и далеко от ночного светила, заметны редкие из них, но и они выглядят слабее обычного.

Многие писатели учитывали это. Сергей Есенин, например, в своих стихотворениях десятки раз дает картины лунных ночей, но ни разу при этом не упоминает звезд. А.Чехов в рассказе «Барыня» очень точно подметил изменения, происходящие на ночном небе во время восхода Луны: «Из-за далеких курганов всходила луна... Звезды слабей замелькали и, как бы испугавшись луны, втянули в себя свои маленькие лучи».

Но некоторые писатели забывают об особенностях лунных ночей и окружают полную Луну яркими звездами.

И. Шамякин в романе «Криницы» дает такую картину: «А ночь была чудесная. На ясном, без единого облачка, голубом небе, с россыпью звезд и туманной полосой Млечного Пути, сияла полная луна».

Большую смелость надо иметь писателю, чтобы поместить на лунное небо Млечный Путь, который при полной Луне вовсе не виден.

А вот рассказ главного героя романа В. Дрозда «Спектакль»: «... ты лежишь на шуршащих снопах и ищешь среди щедрой россыпи звезд над самой головою Полярную звезду и Большую и Малую Медведицы».

Писатель не учел, что Полярная звезда на широтах Украины не может быть «над самой головой».

Очень часто астрономические ошибки в произведениях художественной литературы связаны с восходом и заходом Луны, с изменением ее фаз. Например, в стихотворении В. Луговского «Шторм» серп молодого месяца восходит («Всходит месяц, молодой и острый»), а это противоречит тому, что происходит в действительности: серп молодого месяца по вечерам не восходит, а становится виден после захода Солнца, невысоко над горизонтом. Через час-другой он, опускаясь, заходит.

А вот серп старого месяца появляется на востоке из-за горизонта перед восходом Солнца и начинает подниматься все выше и выше, пока не растворится в дневном свете. Виден он тоже недолго. Это не учел Иван Бунин в стихотворении «Октябрьский рассвет»:

Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

В песне на слова А. Жарова «Грустные ивы» и в романе Л. Корнюшина «Прозрение и надежды» упоминается, что перед началом войны в ночь с 21 на 22 июня 1941 года на небе светит Луна.

На самом деле ни вечером, ни ночью накануне войны Луны на небе не было. Только перед самым восходом Солнца можно было заметить узкий серпик месяца (24 июня наступало новолуние, т. е. Луна становилась совершенно невидимой).

Писатели Федор Панферов и Нодар Думбадце сообщали читателям, что на обратной стороне Луны царит вечный мрак, что Солнце освещает лишь ту ее сторону, которая повернута к нам, землянам. Но на Луне нет мест, покрытых вечным мраком, и там происходят смены дня и ночи так же, как на Земле...

Встречаются астрономические ошибки и при описании дневных событий. В романе С. Борзенко «Какой простор!» солнечные лучи падают сверху отвесно, хотя действие происходит в Украине (да еще 19 января!).

Допускают ошибки писатели, и когда говорят о планетах.

В романе Льва Толстого «Анна Каренина» Левин видит вечером, как Венера низко на западе поднимается над сучком березы. На самом деле Венера по вечерам не поднимается, а опускается. Иногда писатели путают метеоры с метеоритами: «На небе тускло светил Млечный Путь, ярко горели созвездия, иногда, как спичкой по коробку, прочеркивали свой путь метеориты» (В. Чивилихин, «Память»).

Немало ошибок допускают писатели, когда пытаются оперировать названиями созвездий и отдельных звезд. Чаще всего происходит путаница с Плеядами (Стожарами). Например, в повести А. Мусатова «Стожары» и рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» авторы помещают Плеяды на летнее вечернее и ночное небо, хотя в это время они совершенно не видны. Причем А. Мусатов, как и некоторые другие писатели, называет Стожары созвездием, хотя Плеяды звездное скопление.

У известного украинского писателя Петра Панча в романе «Клокотала Украина» ночное небо выглядит так: «Над их головами в синей бездне тянулся усыпанный золотой пылью Млечный Путь, ярко мерцали Близнецы, прямо над головой Дева несла воду на коромысле, а впереди блистал Крест».

В этом маленьком отрывке допущено сразу пять ошибок: в конце июня Солнце переходит в созвездие Близнецов и поэтому Близнецы в летние месяцы по ночам не видны; созвездие Девы на широтах Украины никогда не бывает в зените, а наблюдается невысоко над южным горизонтом; созвездия с названием Крест нет совсем, если же автор имел в виду Южный Крест, то это созвездие в нашем северном полушарии не видно вообще. Кроме того, в эту ночь, по воле автора, «над самой головой» стояла Луна, но при Луне герои романа не могли видеть Млечный Путь, да и летом Луна высоко над горизонтом не поднимается.

Из приведенных примеров видно, что астрономические ошибки в художественной литературе - явление не столь уж редкое. Конечно, подобные ошибки не снижают художественного уровня и значения гениального или просто хорошего произведения. И все же... Приблизительность познаний - враг художника. И это справедливо всегда - пишешь ли ты о душе человека, или о прекрасном звездном небе...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме