На южном побережье Крыма — в Ялте — завершился 8-й международный кинофестиваль. Главный приз — «Большое золотое яблоко» — получил российский фильм «Плюс один» режиссера Оксаны Бычковой. А «лучшим режиссером» на форуме «Кино Ялта 2008» был назван Роман Балаян в связи со своей последней работой «Райские птицы». Данный фест призван укреплять дружбу народов. В частности российского и украинского — в области кино. Но так как последние политические аномалии влияют и на «важнейшее из искусств», то некоторые украинские творцы иногда жалуются, будто им стало поступать меньше заказов из страны березового ситца.
С одной стороны, то, что меньше заказов из Белокаменной — очень даже хорошо. Для искусства в частности. Так как наши многостаночники и сериальщики сэкономят свои творческие потенции, возможно, для каких-то более глобальных произведений, а не для бессмысленного ТВ-муви.
С другой стороны, эти люди уже просто привыкли зарабатывать на чепухе бешеные и немотивированные деньги. Теперь и опасаются, что Путин-де перекроет не только газовую трубу, но и золотые источники их кинодохода. Не исключено.
Тем не менее в Ялте российская и украинская делегации демонстрировали полную и окончательную взаимовлюбленность. Председателем жюри был назначен Павел Чухрай, режиссер «Вора» и «Водителя для Веры», сын гениального Григория Чухрая («Баллада о солдате»), жизнь которого тесно связана с Украиной. В жюри вошли телемодель Алексей Дивеев-Церковный, личный интервьюер Л.Черновецкого Ольга Сумская, а также президент Ассоциации продюсеров Украины Алексей Серков.
Россиян представляли кроме Чухрая знаменитые режиссеры Бахтиер Худойназаров и Георгий Шенгелия. Последний хоть и грузин, но в скобках указано — Россия.
Фестивальные церемонии также не обошли мотивы дружбы. Режиссер Алексей Агранович придумал специальный символ открытия форума. Им стала русская береза, на которой растут яблони из довженковского сада. Образ, конечно, слегка двусмысленный, если вспомнить вербу, на которой росли груши. Но г-н церемонимейстер уверен в обратном: «В кино все можно — даже склеить разрезанное яблоко… Ведь это общее яблоко — советский кинематограф, который объединял украинцев и русских».
Посильную ношу в деле организации форума взяла на себя Ассоциация продюсеров Украины. Она же и координировала вопросы, связанные с показом наших фильмов в конкурсной программе. Из украинских картин в эту обойму вошли точно те же названия, что и на все остальные кинофестивали стран ближнего и дальнего зарубежья — иного просто не дано. Это — «Райские птицы» Романа Балаяна, «Иллюзия страха» Саши Кириенко (по мотивам книги А.Турчинова), «13 месяцев» Ильи Ноябрева (по мотивам якобы «Живого трупа» Л.Толстого за деньги Э.Прутника), «Прикольная сказка» Романа Ширмана, созданная совместно с прибалтами.
Победа российского фильма «Плюс один», судя по всему, не дружественный экивок большому брату, а объективная оценка «хорошо сделанной картины». Хорошо, но не «отлично». Таких картин вообще в последнее время не наскребешь. Лента Бычковой, создателя молодежной прогулочной ленты «Питер-FM», на первый взгляд, апеллирует к памяти интеллигенции, которой по душе умные мелодрамы про умных и не очень счастливых людей, некогда воспетых Рязановым, Данелия, Криштофовичем. В картине Бычковой соединяются две противоположности как часть единого целого. Она — переводчик Маша (в этой роли удивительно талантливая и преступно невостребованная в кино актриса театра Петра Фоменко Мадлен Джабраилова). Он — некий кукольник Том (Джетро Скиннер). Между не очень молодыми людьми возникают «трудности перевода». Главному герою требуется персональный переводчик, а главной героине — непонятно что... Две эти частицы весь фильм и приближаются друг к другу. Как и положено, «некрасивая», но умная — мало-помалу оттаивает. Как и положено, кукольных дел мастер — не только мастак в игрушечных забавах. Помимо предъявленного демонстративного «качества» (вроде не к чему придраться в картине), есть в ней и один — но главный — изъян… В интеллигентских мелодрамах такого рода желательно, чтобы зритель время от времени удивлялся каким-то неожиданным метаморфозам и парадоксам, которые бы происходили с героями. Здесь же удивляться нечему. Все пойдет по плану. И этот «план» — самый главный изъян… В искусстве, если мы о нем еще помним, плановое хозяйство никогда не доводило до добра и не было прерогативой для людей творческих профессий.