В Киеве завершилась неделя высокого балета. Со 2 по 9 апреля наша столица в стремлении к достижению европейского и культурного уровня, принимала участников и гостей Шестого международного конкурса балета имени Сержа Лифаря.
Своими впечатлениями с «ЗН» поделился один из ведущих украинских танцовщиков, ныне художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета народный артист Украины Вадим Писарев.
— Почему в номинации «Хореографы» не была присуждена ни первая, ни вторая премии?
— Проблема существует. Это вопрос времени. По-моему, нужно создать какой-то специальный класс, в котором будут воспитывать балетмейстеров. Хореографами не рождаются — ими становятся. К сожалению, эта тенденция (ведь на нашем конкурсе изначально не присуждалась первая премия в номинации «хореография») касается не только Украины. По-моему, с 1985 года, когда я участвовал в конкурсе артистов балета в Москве, в России существуют такие же проблемы. В советские времена современной хореографии не давали возможности развиваться — ее попросту «выбивали», клеймили за эротику и секс. Борис Эйфман, к примеру, долгое время был чуть ли не в изгнании. Вот и образовалась некая пустота.
А танцовщики были очень сильные в этом году: Евгений Лагунов, Сергей Полунин, Яссауи Мергалиев из Казахстана, Екатерина Ханюкова, Наталья Мацак, Екатерина Козаченко, Кристина Балабан. У нас с коллегами в жюри не было никаких расхождений во мнениях. Могу сказать, жюри как никогда было единодушным. Мы отметили высокий уровень подготовки участников и решили учредить к следующему конкурсу специальный приз лучшему педагогу. А по поводу хореографов, я убежден, нужно что-то делать — объединяться и бороться. В Украине мало талантливых молодых балетмейстеров.
— Наверное, потому что многие уехали из страны.
— Это тоже одна из причин. Алексей Ратманский на родине был не угоден — а в Большом театре в Москве успешно работает. Уезжают не от хорошей жизни.
— Среди участников конкурса артистов балета был юноша по фамилии Писарев…
— Это мой племянник. У него очень большие успехи, но этого еще недостаточно для победы. И тут родственные связи никак не повлияли на оценки. А мой сын сейчас восстанавливается после травмы.
Церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса состоялась при переполненном зале Национальной оперы. На сцене — герои дня и жюри в полном составе. Список победителей длинноват для газетной статьи, поэтому назовем лишь высшие премии. В номинации «Хореографы» третью премию и бронзовую медаль получила россиянка Оксана Галкина. Лауреатами второй премии в младшей группе стали Валентино Зукетти (Италия), Виктор Давидюк и Екатерина Кальченко (Украина), первую премию присудили Екатерине Канюковой и Сергею Полунину. Их старшие коллеги получили большее количество медалей и премий (на третьей позиции — шестеро конкурсантов). На втором месте — Яссауи Мергалиев (Казахстан), а также Ольга Кифьяк и Иван Козлов (оба — Украина). Первую премию вручили нашим соотечественникам Наталье Мацак и Евгению Лагунову.
Юрий Григорович поблагодарил всех — участников, членов жюри, оркестр. «Я доволен украинской командой, которая очень хорошо себя показала на этом конкурсе, — сказал патриарх советского балета. — Но я должен сказать, что украинский балет интересно представляет себя не только в Киеве. Например, на последнем Международном конкурсе артистов балета в Москве ваш танцовщик, солист Национальной оперы Денис Матвиенко завоевал Гран-при. И я должен сказать, что так влюбился в талант этого человека, что пригласил его на премьеру своего спектакля, которая состоялась недавно в Большом театре. В балете «Золотой век» Денис блистательно исполнил главную партию. Зал встретил появление Дениса Матвиенко колоссальной овацией».
Юрий Григорович преподнес публике еще один сюрприз. «У меня долго лежала видеозапись нашей последней встречи с Сергеем Михайловичем Лифарем в Лозанне, где он жил. После конкурса в Женеве я был у него в гостях. Это было незадолго до смерти Лифаря. Один из друзей Сергея Михайловича снял это, как говорится «скрытой камерой». Это уже был больной человек, но образ есть. Меня уговорил показать эту пленку сегодня Юрий Станишевский. Думаю, увидеть живого мастера, прекрасного человека и хореографа, выдающегося деятеля балетного театра, наверное, будет интересно».
Победители конкурса, кроме официальных призов, получили несколько специальных премий. Одну из них учредил генеральный спонсор. «Для компании «Киевстар», национального оператора мобильной связи Украины, содействие развитию таких значительных культурных событий в жизни нашей страны, которым, безусловно, является Международный конкурс балета имени Лифаря, это почетная обязанность сознательных патриотов, — сказала на церемонии награждения лауреатов руководитель департамента персонала компании «Киевстар» Оксана Короленко. — И мы уверены, что те звезды, которые вспыхнули в этом году на конкурсе, достигнут невероятных высот во славу Украины.
Мы подготовили подарки — мобильные телефоны, стартовые пакеты и карточки пополнения счета для лауреатов конкурса Сергея Полунина, Наталии Мацак и Евгения Лагунова. Кроме того, мы решили отметить тех, кто воспитывает артистов, которые составят будущую славу нашего балета — народных артистов Украины Людмилу Сморгачову и Николая Прядченко. Генеральный спонсор Шестого Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря компания «Киевстар» учредила специальную премию «Майбутнє України» для нашего самого талантливого участника. С помощью уважаемого жюри был определен лауреат этой премии. С большой радостью хочу вручить Екатерине Ханюковой сертификат на 15000 мобильных гривен — это означает, что на такую сумму она может разговаривать в сети «Киевстар» по телефону, который мы тоже вручаем. Мы уверены в прекрасном звездном будущем всех лауреатов конкурса и верим, что по этим телефонам вы сможете еще много раз позвонить и сообщить своим родным и близким о новых победах и успехах».
Закрывая Шестой конкурс, начальник городского управления культуры Александр Быструшкин поблагодарил публику, которая приходила в зал столичной оперы на конкурсные просмотры и создавала доброжелательную атмосферу. А то, что конкурс уже второй год поддерживает компания «Киевстар», по мнению Александра Павловича, вселяет надежду на появление в отечестве новых меценатов, что окажет благотворное влияние на развитие национальной культуры, в частности искусства балета.
В концертной программе лауреаты и дипломанты представили весь спектр современной нам хореографии — от классики Пуни, Дриго, Делиба, Адана, Лало до современных Ревербери, Твининга, Луазье etc. Настоящим открытием для балетоманов стал яркий, стремительный и легкий Сергей Полунин (к сожалению, информация о нем по какой-то причине в буклете отсутствует). Хотя публика была несколько шокирована оригинальным номером «Танго» в постановке дипломантки конкурса Ксении Стрельцовой (балет Freedom): в паре с Константином Гордиенко, тем не менее, они сорвали бешеную овацию. Блистали Яссауи Мергалиев и Евгений Лагунов, очаровывала Наталья Мацак. Кульминацией концерта стал дуэт Екатерины Ханюковой и Ярослава Саленко.
В качестве послесловия — небольшое интервью одного из членов жюри, прославленного танцовщика, этуаля Гранд-опера Оливье Пате (его постановка лифаревской «Утренней серенады» открывала программу конкурса).
— Оливье, своими постановками балетов Сержа Лифаря на сценах многих театров мира вы продолжаете жизнь его наследия. В чем, по-вашему, волшебство хореографии Лифаря?
— Хореография Лифаря — это особенный вид энергии, своеобразная структура, рисунок танца. Она не всегда так статична, как об этом говорят. К примеру, в «Утренней серенаде» Татьяна Голякова была очень динамична, виртуозна — великолепно исполнила свою партию! Мне очень понравилось с ней работать: прекрасно все понимает и, как мы говорим, схватывает на лету.
— Очень жаль, что многие постановки Сержа Лифаря были утрачены. Почему Фонд Лифаря не заинтересован в восстановлении его балетов на сцене?
— Тут надо сказать, что это в некоторой степени и вина самого Сержа. Его можно было бы тоже упрекнуть: кому, как не ему самому, нужно было заниматься этим в свое время? Понимаете, Лифарь всегда был устремлен в будущее и не любил оглядываться назад. Что было сделано — то сделано. Что сохранилось — то и осталось. Тот же Владимир Скуратов помог восстановить балет «Утренняя серенада», благодаря графине Алефельд сохранился балет «Миражи», Атилье Лабис и Шарль Ле Жид восстановили «Икара» в различных театрах. «Сюиту в белом» ставили Кристин Власси и Жильбер Майер, а в Рио-де-Жанейро ее поставила Элизабет Платель. Три года назад умерла великая балерина Лион Май, ассистент Сержа Лифаря, величайший балетмейстер нашего времени.
А сам Лифарь в свое время не придавал такого значения тому, что делал. Его мало интересовала судьба собственных произведений. Он творил. К примеру, преимущество Джорджа Баланчина в том, что у него была своя собственная компания (так во многих странах мира принято называть балетный коллектив), и они бережно сохраняют и возобновляют все его постановки. Баланчину повезло: Колин Конкестен, который поначалу был банкиром, помог ему создать собственную труппу. И с того момента, когда Баланчин приобрел эту компанию, его уже нельзя было ее лишить. У Лифаря же никогда не было собственной труппы. Они были в неодинаковых условиях. Это разные истории.
— Вы уже решили, какой будет ваша следующая постановка для Национальной оперы? Может быть, это будут «Миражи»?
— Пока еще не знаю. Мне бы тоже хотелось, чтобы этот проект осуществился. В Украине много компетентных людей, я бы хотел работать в вашей стране. Мне было бы интересно осуществлять регулярные постановки, и не обязательно только хореографию Лифаря, но и другие тоже. Я сотрудничаю с организаторами конкурса и фестиваля имени Лифаря с 2003 года. Тогда я проработал с артистами балета Национальной оперы шесть недель. Это был серьезный опыт.