ГОРОД

Поделиться
«Пусть впереди большие перемены, но я их никогда не полюблю...» В.Высоцкий Киев. Столица. Независимое семь лет государство...

«Пусть впереди большие перемены, но я их никогда не полюблю...»

В.Высоцкий

Киев. Столица. Независимое семь лет государство. То, что происходит в столице, - лакмусовая бумажка и для периферии, и для всей страны. И это вовсе не оттенки белой кости или голубой крови - это историческая закономерность.

Перемены настали. Возможно это спорно, но эти перемены никак не связаны с автомобилем, что высвечивается под этим лозунгом на часах Дома профсоюзов. Это всего лишь реклама рестайлинга, давно отжившей свое «Таврии» и попытки окрасить корейские инвестиции в национально-патриотические оттенки. Реальные же перемены настали в древнейшем городе на Руси. Столько, сколько было переделано за этот год в Киеве, не сравнить с десятком предыдущих. Многие реконструкции проводились к приезду банкиров на ежегодный слет Европейского банка реконструкции и развития. Другие начались сразу же после его завершения. Но однозначно, что эти события - взаимосвязаны. Таких грандиозных дорожных новостроек Киев не видел со времен князя Владимира или как минимум со времени послевоенного восстановления столицы.

Первыми сдались на милость перестройки железнодорожные врата столицы - центральный вокзал. Это неудивительно, многие банкиры предпочли посмотреть на страну через окна вагонов, а не через облака Борисполя. Как известно, по одежке встречают, поэтому единственно кого жизненно коснулась проблема закрытия вокзала - бомжи. Им теперь крайне неуютно во всеобщем блеске найти себе достойный угол.

Второй подверглась настоящему омоложению злополучная для жителей троещинской «городской спальни» - Петровка. Ежедневные гигантские пробки на Тульской площади (а именно так на карте она зовется, хоть и название в народе не прижилось) пытались решить примитивными методами. Для начала несколько раз меняли знаки приоритета. Народ, привыкший психологически ездить в хорошем смысле на автопилоте, начал лихорадочно биться, причем каждый день. Все это усугубляло и без того сложную ситуацию на Петровке, явно не рассчитанной на такой автопоток. Трехглазые светофоры, по сравнению с жестяными табличками, конечно, чудо прогресса, но и они обстановку не изменили. И вот закипела работа. Перерыто было все в радиусе километра. И наконец-то Оболонский проспект прорубил окно на Петровку. Торжественное братание жителей Троещины и Оболони прошло в культурном центре на крупнейшем Петровском книжном рынке, где начитанные троещане обогащали названиями своих литературных улиц аборигенов из пивного района.

Удлинился не только Оболонский проспект, но и совсем небезосновательно облагородился отбойниками и проспект Червоных казаков. Аварийность, равно как и загруженность Тульской площади, пришла в более-менее нормальную предсказуемость. Кстати, надо отдать должное строителям и проектировщикам. Придраться почти не к чему. Если бы только не оставляли дорожники посредине дорог асфальтоукладчики, в которые регулярно врезались «горячие головы», то в остальном развязка сделана быстро, красиво и главное - функционально. Почему главное -функционально? Давайте вспомним первую ласточку, навороченную развязку на Выдубичах, нагроможденную несколько лет назад. При огромном количестве многоуровневых путепроводов повернуть туда, куда вам именно нужно, далеко не всегда реально. Даже коренные киевляне до сих пор путаются и мучаются в этом нагромождении асфальта и бетона пересечения Столичного шоссе и Южного моста. А ведь элементарная логика строительства развязки на крестообразном перекрестке предполагает давно известный и проверенный т.н. «клеверный лист». Чем руководствовались проектировщики, осталось в прахе истории, но иначе как инфраструктурным садомазохизмом - это не назовешь.

Следующая на подиуме - развернутая из бараньего рога Московская площадь. Она располагала в центре своем сам автовокзал и первоначально была призвана быть автобусной Меккой, скрещением всех путей пассажирских автоперевозок, и не случайно автовокзал занимал 80 процентов всей территории площади. Правда, забота о перевозках ограничивалась самими автобусами. Пассажирам же предоставлялся отдельный аттракцион наземных и подземных лабиринтов к сердцу автовокзала. Но времена менялись, появились и другие автостанции, а останки дороги уже не умещали увеличенные потоки машин. В часы пик с высоты птичьего полета Московская площадь выглядела странно: адское кольцо автомобильного хаоса и огромный оазис спокойствия в центре. Дырку от бублика закономерно решили сократить до предела. Московскую площадь перелопатили так, что от прежних времен остался только запах конфетной фабрики имени большого любителя сладкого Карла Маркса.

Естественно, что по Московской площади ездить стало гораздо легче, но уж больно непривычно. Думаю, не ошибусь, если заявлю, что только со второй-третьей попытки даже опытные водители начинали разбираться в этих новшествах. Транзитникам проще - они ездят по направлениям и стараются не крутиться, а киевляне привыкли верить больше своим глазам, нежели знакам. На Московской площади немного не хватает предварительной информации, но не на самой площади, а на подъездах к ней. А в остальном по преобразованиям Московская площадь напоминает давший ей имя русский мегаполис, только в сильно уменьшенном виде. Далее на очереди проспект со звучным, гордым именем Победы. Увы, но по быстроте исполнения проспект Победы не сравним ни с Петровкой, ни с центральными вокзалами. Работы здесь текли вяло и по старой советской традиции. Быстро снять асфальт, а потом месяц его укладывать. Моцион повторялся несколько сеансов на каждом участке, при этом водителям предоставляли бесплатное развлечение: прыжки с барьеров и слалом между поднятыми люками. Кому приходилось ездить по проспекту регулярно, эти виды спорта надоедали к концу уже первого дня, хотя успехи в преодолении препятствий были налицо. И до сих пор проспект «Виктории» никак не может победить свое восстановление. А ведь есть пример не отходящий от кассы, вернее, от западного направления проспекта. Сторожилы Шулявки, окна которых выходят на эту восьмиполосную магистраль, помнят незабвенный приезд орденоносца и, кстати, большого ценителя краш-тестов Роллс-Ройсов - Леонида Ильича. Асфальт на одном из самых длинных столичных проспектов был переложен почти за одну ночь. Естественно, что тяжкая участь героев, достойных Книги рекордов Гиннесса, лягла на неокрепшие, зато многочисленные плечи солдат. Стройбат во все советские времена был баллистическим оружием, которого откровенно боялся Северо-Атлантический альянс.

Но вернемся в наше время. Огромная автомобильная почти прямая жила «победоносного» проспекта, разделившего правый берег столицы на две почти равные части, приобрела еще одно достоинство - отбойники. Особо одаренно-одуренные «гастелло» выходившие на таран на встречную полосу вообще исчезли. Бабушек-камикадзе с тюками и тележками-«кравчучками» на проспекте стало значительно меньше, но для полной уверенности, пожалуй, не достает высоковольтной колючей проволоки. А в остальном безопасность проспекта Победы также приобрела предсказуемость. Вполне можно вернуть старую традицию - разрешить на левых полосах максимальную скорость до

90 км./ч., все равно 60 дают разве что троллейбусы.

Что приятно для любого киевлянина и гостей столицы, архитектурному рестайлингу подвергся исторический центр столицы. Переделали развязку в районе станции метро «Днепр», что частично решило проблему пробок. Не просто разукрасили дома как на 1500-летие Киева, а восстановили покрытие на ул. Сагайдачного, Почтовой площади. Расширилась змейка Владимирского спуска, преобразилась площадь «Европейского комсомола». Реконструировали филармонию и Дворец «Украина», появились новшества и в движении. Трехсвятительская от Костельной - отныне пешеходная, что можно считать вполне оправданным фактом (хватает проезжей части Михайловской улицы).

А вот изменения по «верхним» площадям поражают, но и удивляют. По вполне понятным политическим мотивам движение на Софийской площади сделали по краю: уж лучше пусть София киевская наблюдает за какими-то регулярными митингами и политическими страстями, чем площадь перед Мариинским дворцом. Но вот по Михайловской площади изменения хоть и грандиозней, но менее функциональны. Безуспешно пытающаяся поймать такси, одна из фигур вновь восстановленного памятника княгине Ольге наглядно демонстрирует серьезные проблемы с парковкой на обеих площадях. Может, где-то оправдано грандиозностью расширение площади, ведь восстановление Михайловского Златоверхого собора - событие не только для столицы, но и для всей страны. Но зачем было спиливать огромные пятидесятилетние каштаны ближайшего скверика? Ведь Киев по праву во все времена считался одним из самых зеленых городов Европы. Больших, красивых площадей в столице хватает, а вот старинный оазис в самом центре Киева одним махом наполовину уничтожили. И дело не в двух десятках деревьев, просто пахнет это гигантоманией, оставшейся от советских времен.

Серым напоминанием об изменениях «с плеча» по-прежнему стоит здание бывшего горкома партии на месте взорванного большевиками в начале советской власти Михайловского собора. В таком историческом городе, как Киев, изменения в центре должны консультировать не только градоначальники, архитекторы и коммунальщики, а возможно, и «зеленые», историки и даже искусствоведы.

Еще один недостаток обновленных площадей - почти полное отсутствие скамеек. Так как транспорт ездит здесь теперь по задворкам, стало быть, ощущение свободы должно возникать у созерцающего и отдыхающего пешего люда. Наш народ в отличие от западной простоты не научен сидеть на брусчатке, так что обе площади из «для тех, кто на колесах» превратились для тех, кто твердо стоит на ногах.

А вот на улице Владимирской пешеходам сделали низкий поклон. Такой же поклон теперь вынуждены делать все водители возле красного корпуса университета. На Западе искусственный бруствер - явление знакомое и называется «лежачий полицейский». Хочешь не хочешь, а притормозишь перед пешеходным переходом. Правда, широко распространены они разве что в Мексике, и будем верить, что мы не станем уподобляться этой жаркой стране на каждом перекрестке.

Крещатик - самая короткая улица из всех центральных улиц столиц мира. Звучит странно, но реальный факт. Длина Крещатика - менее 800 метров.

Безусловно, одна из основных причин его реконструкции - чисто временная и под стать «жареному петуху». Основные проблемы заключались в давно сгнившей и уже небезопасной системе коммуникаций Крещатика и близлежащих улиц. Но всему должны быть предпосылки и главное в наше время - деньги и политическая обстановка.

Внешне Крещатик не только обновился, но и облагородился. Появился новый симпатичный и вполне органично вписывающийся фонтан возле Пассажа, расширился и стал цивилизованней тротуар. Покрытие самой проезжей части стало настолько безукоризненным, что можно гордо чувствовать себя действительно в столице европейского государства на рубеже третьего тысячелетия. Если принимать как должное красоту, чистоту, современные светофоры, безупречную разметку, то остается лишь верить слухам, мол, под асфальтом стоят специальные отопители для зимы, а сам асфальт со временем станет ярко-красным. Но это лишь сплетни, хотя бы потому, что красный цвет нынче в стране не в моде. Глубину преобразований реально можно почувствовать внутри Крещатика, а именно в знаменитой киевской «трубе» между «каскадом» и «рулеткой». Все чинно, важно, мраморно и пока приторно чисто. Однако ностальгия по старым временам у коренных киевлян с трудом соизмерима с цивилизацией.

Сейчас «археологические раскопки» заканчиваются в историческом центре Киев-града на Печерске, где, напротив, количество новых скамейко-мест порой превышает количество пешеходов. Глядя на работы, кипящие по-тарантиновски «от заката до рассвета», по 25 начальников в галстуках и с мобильными телефонами над каждым работником в модной спецовке, над невиданными доселе качеством и чистотой задается каждый неискушенный горожанин вопросом: уж не ищут ли там клад или, скорее наоборот, закапывают деньги под асфальт.

Но какая разница, если всем от этого станет лучше? Кто-то копает, кто-то находит, а киевляне надолго получают, озаренный светом европейской цивилизации, свой древнейший и красивейший город. Город с большой булгаковской буквы. Очень хочется верить, что градоначальники, решившиеся на столь грандиозные преобразования не в самую последнюю очередь, вспомнили, что они - киевляне и таковыми будут их потомки. Пусть это слишком наивно, но ведь хочется верить, что это и есть основная причина наставших перемен. Будьмо!

Фото Сергея ПЯТЕРИКОВА

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме