Этот вторник стал для Национального художественного музея двойным праздником: как день Покровы и как день открытия выставки Феодосия Гуменюка. Выбор даты открытия сделал сам Ф.Гуменюк. Сюжеты, отражающие значение Покровы Божьей Матери для Украины и украинского казачества, - органическая часть его живописи, один из главных несущих духовных символов.
И на новой выставке тематика, связанная с духовной жизнью, получила воплощение в нескольких работах художника: в тонкой цветовой гамме предстают перед зрителем два уголка Киево-Печерской лавры(«Лаврські мури», «Свята Лавра»). Глубокую смысловую нагрузку несет также и «Хресний хід» с узнаваемыми для прежнего Гуменюка образами: Покрова-Богородица, осеняющая своим присутствием величавое народное шествие, казацкий полковник, дети со свечами на переднем плане, выразительные казацкие профили, в образах которых угадываются барочные черты персонажей живописи старой Украины. Но дело не только в тематике отдельных полотен, а прежде всего в общей смысловой значительности полотен. «Я все время хотел посвятить свое творчество истории Украины», - говорит Феодосий Гуменюк.
Эта формула творчества так же емка, как и сама манера общения художника: он скуп на слова, потому что щедро его творчество. Его «история Украины» - это не только собственно история, но также и ее великие символы: Высокий Храм, Родная Земля, Верность. Эти мотивы читаются как ведущие и в новой выставке. Но особенно впечатляет мастерское соединение этих мотивов с силой высокого искусства. Именно это придает выставке значение яркого события в культурной жизни Украины.
Ему даны от Бога не только искра видения, но и тяжелый дар труда и непростых жизненных испытаний. Его верность Украине (сейчас общеизвестное полотно с таким названием, как и, впрочем, другие полотна-символы, стали хрестоматийными) была в свое время причиной его преследований и вынужденной эмиграции. Он уехал из Украины и жил в Ленинграде. Выдавливая из Украины лучшие творческие силы и создавая им более-менее сносные условия в России, московские власти превращали Украину в этнографическую провинцию.
В изгнании Феодосий и написал многие из своих полотен-символов. В Ленинграде он имел возможность быть участником оживленной культурной жизни. Кроме того, в этом городе, на треть состоящем из выходцев из Украины, он находил множество тем для раздумий о Родине. Любя ее, он любил и этот город. Таково происхождение ленинградских городских пейзажей, представленных на теперешней выставке. Они выписаны в традициях лучших академических школ европейской живописи. Но академизм Гуменюка согрет теплотой души Мастера.
Особое восхищение вызывает большая группа натюрмортов, выполненных в той же строгой манере. Глиняные глечики, металлические кубки, бокалы и подсвечники, причудливые морские раковины (мушли), светлые пятна драпировочной ткани. Отточенное умение передавать мерцание световых бликов, взаимовлияние цвета и формы. Неуловимая глубина и наполненность темных фонов. И какая-то особенная обворожительность: будто бы все эти простые и изящные подсвечники и глечики окутаны легкой дымкой. Возможно, так превращается в зрительный образ чувство художника: для него привлекательны не только фактура материала и цвет, но и то, что сами эти предметы созданы чьей-то рукой, чьим-то трудом и помыслом. В этой серии натюрмортов чувствуется не только поющая кисть художника-мастера, но и его интеллигентная душа.
Особую страницу выставки составляют пейзажные работы. Высокопоэтичны полтавские сюжеты. Феодосий Гуменюк в последние годы много работает на Полтавщине, вбирая в себя очарование ее широких левад и рек. Как символ Вечной Украины предстают перед нами необозримые просторы этого края («Полтавщина», «Кручі над р. Псьол»). Умение художника схватить миг в изменчивой игре солнечного света в пейзаже «Освітлена гора» получает глубокое философское значение. На обычный вроде бы холм с размытым ветрами и дождями склоном из разрыва туч внезапно прорывается бурный поток солнечного света, и холм преображается в некое место озарения, настоящую гору осиянную.
Но оказывается, что этот холм имеет также историю своего спасения. А к ней причастен сам Феодосий. В одну из своих поездок в с. Велыкый Перевиз (Шишакский район) он увидел, как бульдозеры разрывают большими лопатами живописную гору, нависшую над речкой. Председателю колхоза понадобилась глина для каких-то хозяйственных нужд, и он, вопреки нормативным правилам, запрещающим подобные земляные работы вблизи рек, и живому человеческому понятию, распорядился брать глину на этой живописной горе. Ф.Гуменюк обратился в прессу, к местному начальству, и его настойчивость возымела действие. Израненную гору заровняли и засеяли травой.
Открытие выставки было многолюдным. Художники, коллеги по преподавательской работе в Национальной академии искусств, студенты, почитатели таланта Феодосия Гуменюка, журналисты. Сам он и те, кто приветствовал его словом, собрались у центрального повествовательного полотна выставки «Мазепа та Карл ХП». Полотно посвящено трагическому эпизоду украинской истории. Гетман и шведский король в тяжких раздумьях после поражения и понесенных утрат. Как быть? Что ожидает Украину дальше? Мрачно нависает небо, зловещим блеском отсвечивают воды Днепра на переправе. Мазепа устремил исполненный болью прощальный взгляд на Украину. Казак-разведчик указывает рукой на переправу. Крайний справа казак вопросительно смотрит на зрителей: а куда ведет судьба вашу Украину?