Таким мастером был композитор Виталий Сергеевич Губаренко, известный украинскому слушателю монументальными операми «Гибель эскадры», «Мамаи», балетом «Каменный властелин». В его музыке эпические полотна и масштабные драмы оставались исключительно человечными и уже поэтому не поддаются по сей день «дискредитации жанра», обвинениям в идеологизаторстве и схематизме. Наверное, просто потому, что он был Музыкантом, и в любом его произведении идеологией оставалась музыка — голос человеческого сердца.
Возможно, поэтому именно Виталию Сергеевичу мы обязаны такой удивительной страницей украинского искусства, как моноопера. Когда около 30 лет назад из-за «железного занавеса» просочилось и достигло слуха наших зрителей довольно необычное творение — моноопера Ф.Пуленка «Человеческий голос» по произведению Жана Кокто, этот жанр уже был немного известен, но не пользовался особой популярностью у отечественной композиторской школы. Одинокий человеческий голос со своей личной жизнью, страстью, горем, надеждой, динамика отдельной жизни «не смотрелась» на фоне динамики традиционных сюжетов музыкального соцреализма. Однако в своем творчестве — в своих монооперах Виталию Губаренко удалось показать, что настоящий мастер жанра остается мастером и в эпике, и в лирике.
Почему-то сейчас, когда Виталия Сергеевича не стало, хочется еще и еще перечитывать именно эту страничку в его богатой творческой биографии, в которой можно найти ярчайшие оперные, балетные, инструментальные образцы. Но почему-то все время мысль делает круг и возвращается к его монооперам: «Письма любви» по новелле Анри Барбюса «Нежность» и «Одиночество» по «Письмам наизвестной» Проспера Мериме. Его обращение к этим жанрам не было случайностью — он был известен как театральный композитор, любивший живую интонацию, вокал, индивидуальность человеческого голоса, ценивший в музыке эмоциональность и красоту. Эта тяга именно к живому голосу отличала и его инструментальные произведения, а тяга к драме страстной человеческой души — его музыкально-театральные полотна. Неудивительно, что «Письма любви» имели счастливую сценическую судьбу: в Киевской опере премьерой дирижировал С.Турчак, пела Е.Мирошниченко. Эту оперу ставили на сценах Харькова, Одессы, России, Эстонии, Латвии, Болгарии. В Москве, в театре Станиславского эту оперу ставил режиссер Лев Михайлов. Он предложил композитору «продолжить» сюжет — дописать мужскую партию. Конечно, никто не стал бы дописывать Барбюса, но идея родилась. Она воплотилась только в начале девяностых годов, когда из печати вышли «Письма к Неизвестной» Проспера Мериме. На основе этих писем любви жена композитора Марина Черкашина создала либретто оперы «Одиночество», которая была впервые исполнена в 1993 г.
Наверное, именно к этой странице творчества Виталия Сергеевича возвращает чувство того, что именно в звучании одинокого голоса человек воплощается весь без остатка. Возможно, человек и есть просто голосом, который исповедует себя и весь мир. Возможно, именно в этом одиноком голосе — весь трепет жизни, ее сущность. Хочется в это верить. И сказать в последней строке: этот голос, эти интонации, эта жизнь и ее истина остаются с нами в музыке Виталия Губаренко. В музыке, с которой бьются в такт наши сердца.