Год Глинки продолжается

08 октября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 40, 8 октября-15 октября 2004г.
Отправить
Отправить

Хорошо, что существуют круглые даты. Они возвращают нас в прошлое и преподносят его нам в обновленном виде...

Хорошо, что существуют круглые даты. Они возвращают нас в прошлое и преподносят его нам в обновленном виде. Прославленные классики, давно превращенные в тяжеловесные монументы, словно бы сходят с пьедесталов, чтобы рассказать нам о себе и узнать, какие же мы есть, их сегодняшние почитатели и слушатели? К 200-летию со дня рождения Михаила Глинки готовились известные музыкальные коллективы, работники музеев, учителя музыки, ученые и пропагандисты как на родине композитора в России, так и везде, где звучала и звучит его музыка. Заранее подготовились к этой дате и украинские исследователи. Книги Сергея Тышко и Сергея Мамаева, посвященные двум путешествиям неугомонного странника, постоянно обуреваемого «охотой к перемене мест», открыли читателям Глинку не только как великого музыканта, но и как неординарную личность со всеми его человеческими свойствами, с присущими ему привычками, манерой поведения, способами познавать чужие страны и зависимостью настроения от капризов собственного здоровья. Резонанс этих книг, написанных в форме свободных комментариев к мемуарным «Запискам» самого Глинки, был явственно ощутим в двух конференциях — весенней, которую организовали сотрудники Российского музея музыкальной культуры имени М.Глинки в Москве, и осенней, проведенной в стенах Санкт-Петербургской консерватории.

В Петербурге собрались на научный форум исследователи из многих городов России, а также их коллеги из Украины и Белоруссии. Нам, украинцам, было приятно сознавать, что предложенные в наших докладах и в книгах С.Тышко и С.Мамаева новые подходы и точки зрения были услышаны и поддержаны квалифицированной аудиторией, в том числе теми российскими учеными, которые в течение многих лет скрупулезно занимаются творчеством Глинки, проводят текстологический анализ его рукописей, восстанавливают подробности его жизни, подготавливая солидные академические издания музыкальных произведений и литературного наследия композитора. Такие темы никогда не бывают исчерпаны. Каждая эпоха воспринимает гениев прошлого по-своему, а творчество их последователей как бы помогает расслышать в знакомой музыке новые смыслы. Об этом говорили в своих выступлениях те докладчики, которые рассматривали воздействие искусства Глинки на таких русских композиторов, как Чайковский, Прокофьев, Стравинский, проводили параллели между операми основоположника русской композиторской школы и творчеством наших современников Сергея Слонимского и Родиона Щедрина. Замечательной была идея начать конференцию публичной лекцией самого Сергея Слонимского, профессора Петербургской консерватории, одного из наиболее авторитетных музыкантов с мировым именем. Композитор говорил о великом предшественнике страстно и убежденно. Он обоснованно раскрыл образ композитора как русского музыкального чуда, творца, который не имел ни подлинных предшественников, ни достойных сопоставления с ним современников. По мнению Слонимского, в этом состояли отличия уникального места в русской музыке автора «Жизни за царя» от условий формирования гения Пушкина и от его литературного окружения. Раскрывая оригинальность и новизну музыки Глинки, подчеркивая значение многих его открытий, Слонимский иллюстрировал сказанное исполнением на рояле отрывков из произведений композитора, которые играл по памяти. Кроме того, он подготовил со студентами вокального факультета консерватории исполнение романсов Глинки «К ней» и «Песни Маргариты» из «Фауста» Гете в качестве музыкальной иллюстрации ключевых тезисов своего выступления.

Смоленщина, где композитор родился и куда постоянно возвращался в своих помыслах, и Петербург, где проходили его художественное формирование и главные этапы жизненного пути, — о влиянии на искусство художника, на его стиль и образ мышления этих двух географических ареалов подробно шла речь в целом ряде выступлений. Музыкальный Петербург, одной из ярких страниц истории которого стал глинкинский сюжет, навсегда вписал имя русского музыкального гения в свой культурный текст. Вечером в день открытия конференции в этом можно было лишний раз убедиться по исполненной в зале имени Александра Глазунова концертной программе. Она была точным повторением программы концерта, который прозвучал в Петербурге в 1904 году в честь открытия памятника Михаилу Глинке. Этот памятник и сегодня стоит в сквере рядом с консерваторией лицом к Мариинскому театру. А на здании самого театра можно увидеть плакат, который оповещает о начале нового театрального сезона. Он открывается 7 октября новой постановкой «Жизни за царя» Глинки, подготовленной художественным руководителем и главным дирижером театра Валерием Гергиевым.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК